Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Oremus pro Ecclesia sancta Dei: ut eam Deus et Dominus noster pacificare, adunare, et custodire dignetur toto orbe terrarum: subjiciens ei principatus, et potestates: detque nobis quietam et tranquillam vitam degentibus, glorificare Deum Patrem omnipotentem.
Все новости

 

Монс. Афанасий Шнайдер, епископ-помощник Архиепархии Пресвятой Девы Марии в Астане, опубликовал заявление, которое мы предлагаем нашим читателям в русском переводе.

* * *

Не существует такой власти, которая могла бы объявить или счесть избранного и общепринятого Папу Римского ненастоящим Папой. Постоянная практика Церкви свидетельствует о том, что даже в случае недействительного избрания это недействительное избрание будет де-факто исцелено путем всеобщего принятия новоизбранного подавляющим большинством кардиналов и епископов.

Даже в случае Папы-еретика он не лишится своего поста автоматически, и в Церкви нет такого органа, который мог бы объявить его низложенным по причине ереси. Такие действия были бы близки к ереси концилиаризма или епископализма. Ересь концилиаризма, или епископализма, по сути, утверждает, что в Церкви существует орган (Вселенский собор, Синод, коллегия кардиналов, коллегия епископов), который может вынести юридически обязывающее решение в отношении Папы.

Теория об автоматической утрате папства по причине ереси остается лишь мнением, и даже св. Роберт Беллармин замечал это и не представлял ее как учение самого Магистериума. Вековечный папский Магистериум никогда не учил такому мнению. В 1917 году, когда вступил в силу Кодекс Канонического Права (Codex Iuris Canonici), церковный Магистериум исключил из нового законодательства ремарку входившего в старый Corpus Iuris Canonici Декрета Грациана, в которой говорилось, что Папа, отклоняющийся от правильной доктрины, может быть низложен. Никогда в истории Магистериум Церкви не признавал каких-либо канонических процедур низложения Папы-еретика. Церковь не имеет власти над Папой ни в формальном, ни в судебном отношении. Более надежная католическая традиция говорит, что в случае Папы-еретика члены Церкви могут избегать его, противиться ему, отказываться ему подчиняться; и чтобы делать всё это, не требуется теория или мнение, гласящее, что Папа-еретик автоматически теряет свой пост или может быть вследствие этого низложен.

Поэтому мы должны идти более надежным путем (via tutior) и воздерживаться от защиты одного лишь мнения богословов (будь они даже святыми, как св. Роберт Беллармин), согласно которому Папа-еретик автоматически теряет свой пост или может быть низложен Церковью в силу этого.

Папа не может совершить преступление ереси, когда он говорит ex cathedra, — это догмат веры. Однако в своем учении за пределами ex cathedra он может допускать доктринальные неясности, ошибки и даже ереси. А поскольку Папа не тождественен всей Церкви, то Церковь сильнее отдельного заблуждающегося или впавшего в ересь Папы. В таком случае нужно уважительно поправлять его (избегая чисто человеческой злобы и неуважительных высказываний), противостоять ему, как противостоят плохому отцу семейства. Однако члены семьи не могут объявить своего дурного отца лишенным отцовского статуса. Они могут его поправить, отказаться ему подчиняться, отделиться от него, но объявить его низложенным они не могут.

Добрые католики знают истину и должны ее провозглашать, должны приносить возмещение за ошибки заблуждающегося Папы. Поскольку человеческими силами проблема Папы-еретика неразрешима, мы должны со сверхъестественной верой молить о Божественном вмешательстве, потому что этот единичный заблуждающийся Папа не вечен, а временен, и Церковь находится не в наших руках, а во всемогущих руках Бога.

У нас должно быть достаточно сверхъестественной веры, доверия, смирения и духа Креста, чтобы выдержать такое неслыханное испытание. В подобных ситуациях, относительно недолго длящихся (по сравнению с двумя тысячами лет), мы не должны поддаваться слишком человеческой реакции и принимать легкое решение (объявить о недействительности его понтификата), а должны сохранять трезвость (холодную голову) и в то же время истинно сверхъестественный взгляд и упование на Божественное вмешательство и на несокрушимость Церкви.

+ Афанасий Шнайдер

- UVR, 22. 09. 2023

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.