30 апреля 2019 года группа католических ученых и священников направила открытое письмо епископам Католической Церкви с целью обвинить Папу Франциска в "каноническом правонарушения ереси" и попросить епископов принять необходимые меры в ситуации Папы-еретика. Среди подписантов письма находятся такие всемирно признанные богословы, как о. Эйдан Николс ОР. На момент написания этой статьи (3 мая 2019 г.) обращение подписал уже 51 представитель католической интеллигенции и духовенства.
Что это за письмо?
Авторы называют свое открытое письмо третьим шагом в ряду мер, предпринятых против ошибочного учения Папы Франциска. Первым шагом было приватное письмо, направленное в 2016 году кардиналам и восточным католическим патриархам. В нем перечислялись еретические и существенно ошибочные утверждения, допущенные в Апостольском обращении "Amoris laetitia".
В следующем году, когда Папа Франциск продолжил распространять те же ошибки, группа из 40 человек направила Папе "сыновнее исправление". Подписавшие это письмо, однако, не стремились выносить суждение о том, осознаёт ли Папа Франциск, что его документы, слова и поступки способствуют распространению ересей.
Настоящее же письмо является следующим шагом и имеет целью удостоверить, что Папа Франциск "виновен в преступлении ереси". Авторы уточняют, что используют термин "ересь" в узком теологическом смысле, называя им такую ситуацию, когда "католик сознательно и упорно отрицает то, о чём, как он знает, Церковь учит как об открытой Богом истине". По мнению авторов письма, некоторые поступки Папы Франциска систематически свидетельствуют о оспаривании им истин, связанных с учением Церкви о браке, сексуальной жизни, моральном законе, милосердии и прощении грехов.
О каких ересях идет речь?
Открытое письмо перечисляет семь утверждений, противоречащих Богооткровенной истине. Авторы полагают, что Франциск придерживается данных заблуждений, и что он демонстрирует это публично и постоянно. Большинство этих утверждений почерпнуто из "Amoris laetitia". Среди них, например, есть такие:
IV. Совесть может подлинно и справедливо полагать, что сексуальные отношения между лицами, заключивших между собой гражданский союз, хотя одна или обе из них находятся в та́инственном браке с другим лицом, иногда могут быть морально правильными, или Бог может просить о них или даже их требовать.
VI. Моральные принципы и нравственные истины, которые содержатся в Откровении и естественном праве, не включают в себя негативных запретов, которые абсолютно исключали бы определенные виды действий в силу того, что эти действия всегда являются серьезно незаконными в силу своего объекта.
Есть в этом перечне и одно утверждение, связанное с декларацией, недавно подписанной с представителями исламской религии в Абу-Даби:
VII. Бог не только допускает, но и положительно желает плюрализма и разнообразия религий, как христианских, так и нехристианских.
Каждый такой пункт открытого письма сопровождается набором утверждений из Священного Писания и учительских документов, при помощи которых можно продемонстрировать, что эти заблуждения противоречат истине Откровения.
Какие доказательства?
Авторы не скрывают, что столь серьезное обвинение должно быть подкреплено основательной аргументацией. В частности, необходимы аргументы, показывающие, что Папа знает о том, что своими действиями и халатностью распространяет ереси, и упорствует в этом. В качестве свидетельства об этом они приводят публичные утверждения Франциска, в которых он отрицает упомянутые истины веры. Это, прежде всего, подозрительные высказывания в самом обращении "Amoris laetitia", а также переписка с епископами Аргентины, которых Франциск похвалил за правильную интерпретацию обращении, тогда как та же интерпретация допускает лиц в повторном "браке" до Святого Причастия.
Также в письме приводятся фрагменты похвальных высказываний Папы в адрес Лютера и его учения о оправдании и отрывок из декларации, подписанной в Абу-Даби.
Отдельным разделом авторы открытого письма приводят поступки Папы, свидетельствующие о поддержке тех или иных ересей. В частности, перечисляются факты благоприятствования неортодоксальным представителям духовенства, их продвижение на ключевые позиции и введение в коллегию кардиналов. Авторы демонстрируют также то, что Франциск должен был быть знаком с соответствующими пунктами католического учения, так как он прошел курс богословия, получил степени лиценциата, преподавал теологию, работал ректором, а во время его священнического и епископского служения вышли соответственно обращение "Familiaris consortio" и энциклика "Veritatis splendor", которые он цитировал в своих работах и делал о них доклады на научных конференциях, осуждающих некоторые из приведенных в письме еретических утверждений. В подтверждение того, что Папа знает о проблемности своего поведения, авторы упоминают и прежние попытки исправления, предпринятые во время понтификата Франциска.
В чём мотивация?
Подписанты письма утверждают, что предпринимают эту меру как "последнее средство ответить на накопление ущерба, которую на протяжении нескольких лет вызвали слова и действия Папы Франциска, что привело к одному из худших кризисов в истории Католической Церкви". По их мнению, в нынешних обстоятельствах недостаточно просто обучать вере абстрактным способом или в общих терминах осуждать "замешательство" в Церкви.
Имеют ли право миряне и священники осудить Папу в ереси?
Не имеют. Согласно старинным каноническим принципам, апостольский престол никем не судится ("prima sedes a nemine iudicatur"). Авторы признают, что не имеют власти вынести такое суждение, чтобы это привело к реальным каноническим последствиям. Поэтому они обращаются за помощью к епископам, которых называют заместителями Христа в пределах своей юрисдикции (а не заместителями Папы), и просят исправить Папу Франциска, потому что, по их мнению, не существует сомнения, что он распространяет еретические мнения, а значит, существует причина серьезно воспринять выдвинутые обвинения.
Кто эти люди?
Наиболее знаменитые ученые среди подписчиков - это о. Эйдан Николс ОР, всемирно признанный доминиканского богослов, и профессор Джон Рист, специалист по классической философии и истории богословия, бывший профессор многих университетов, в том числе римского университета "Augustinianum".
Документ был опубликован на английском, голландском, испанском, итальянском, немецком и французском языках. Это произошло в день, когда в традиционном римском календаре отмечается праздник св. Екатерины Сиенской - святой, которая в свое время делала замечания нескольким Папой. Краткое содержание на английском языке доступно здесь. На сайте LifeSiteNews идет обновление списка подписантов.
- Te igitur, 4. 05. 2019