Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Deus, qui animae famuli tui Gregorii aeternae beatitudinis praemia contulisti : concede propitius; ut, qui peccatorum nostrorum pondere premimur, ejus apud te precibus sublevemur.
Sancte Gregori, patrone Foederationis Internationalis Una Voce, ora pro nobis!
Все новости

 

Манифест веры

"Да не смущается сердце ваше!" (Ин. 14:1)

Перед лицом всё ширящегося смущения в области вероучения многие епископы, священники, монашествующие и миряне Католической Церкви попросили меня дать открытое свидетельство об истинах Откровения. Вести тех, кто им вверен, по пути спасения - исконная задача пастырей. Возможно это лишь тогда, когда этот путь известен и они сами первыми идут по нему. К этому относится слово апостола: "Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял" (1Кор. 15:3). В наши дни многие христиане уже не сведущи в основополагающих истинах веры, так что всё больше растет опасность сбиться с пути вечной жизни. Но вести людей к Иисусу Христу, свету народов, остается исключительной задачей Церкви (ср. LG 1). В связи с этим встает вопрос о том, как найти верную дорогу. Согласно Иоанну Павлу II, Катехизис Католической Церкви представляет собой надежный стандарт изложения веры (Fidei Depositum IV). Он был составлен с целью укрепить братьев и сестер в вере, которая серьезно ставится под вопрос "диктатурой релятивизма". [Цифры ниже по тексту являются отсылками к пунктам Катехизиса Католической Церкви.]

1. Единый и Троичный Бог, явленный в Иисусе Христе

Наивысшее проявление веры всех христиан находит себя в исповедании Пресвятой Троицы. Через крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа мы стали учениками Иисуса, детьми и друзьями Бога. Различение трех Лиц в божественном единстве (254) подчеркивает фундаментальное отличие христианства от других религий в том, что касается веры в Бога и образа человека. Именно эта вера в Иисуса Христа - то, в чем религии расходятся друг с другом. Он есть истинный Бог и истинный Человек, зачатый Духом Святым и рожденный Девой Марией. Слово, ставшее плотью, Сын Божий, Он - единственный Искупитель мира (679) и Единый Посредник между Богом и человеком (846). Оттого Первое послание апостола Иоанна называет антихристом того, кто отрицает божественность Христа (1Ин. 2:22), ибо Он - Сын Божий прежде всех веков, единосущный с Богом, Своим Отцом (663). Следует ясно и решительно сопротивляться возвращению к старым ересям, которые видели в Иисусе Христе только лишь хорошего человека, брата и друга, пророка и моралиста. Он есть прежде всего Слово, Которое было у Бога и Которое есть Бог, Сын Отца, Который принял нашу человеческую природу, чтобы спасти нас, и Который придет судить живых и мертвых. Его одного в единстве с Отцом и Святым Духом мы почитаем как единственного и истинного Бога (691).

2. Церковь

Иисус Христос основал Церковь как видимый знак и орудие спасения, пребывающий в Католической Церкви (816). Он дал своей Церкви, которая произошла "из прободенного ребра Христа, умирающего на кресте" (766), та́инственное установление, которое пребудет до полного свершения Царства (765). Христос как глава, а верующие - как члены тела суть мистическое лицо (795); Церковь потому свята, что Единый Посредник дал ей видимую структуру и беспрерывно ее поддерживает (771). Через нее Христово дело искупления становится присутствующим во времени и пространстве в совершении святых таинств, прежде всего в евхаристической жертве, святой Мессе (1330). Церковь сообщает властью Христовой божественное Откровение, которое простирается на все элементы вероучения, "в том числе учения морального, без которых спасительные истины веры не могут соблюдаться, излагаться и применяться" (2035).

3. Порядок таинств

Церковь в Иисусе Христе есть всеобщее таинство спасения (776). Она сияет не сама по себе, но светом Христовым, что отражается в ее лике. Это происходит только тогда, когда исходной точкой становится не голос большинства и не дух времени, но открытая в Иисусе Христе истина, так как Христос вручил Католической Церкви полноту благодати и истины (819): Он сам присутствует в таинствах Церкви.

Церковь не является объединением, основанным человеком, о структуре которого его члены могут проводить голосование. Она имеет божественное происхождение. "Христос Сам есть источник служения в Церкви. Он его установил, дал ему власть и миссию, направление и цель" (874). Требование апостола предать анафеме всякого, кто проповедует другое Евангелие, "если бы даже мы или Ангел с неба" (Гал. 1,8) стали это делать, действительно до сих пор. Передача веры неразрывно связана с человеческой надежностью ее посланников, которые в некоторых случаях бросили в беде тех, кто им вверен, сбили их с толку и серьезно навредили их вере. Весьма уместно сказано в Писании о тех, кто не внимает истине и сообразуется лишь со своими желаниями, кто льстит слуху, потому что не передает здравого учения (ср. 2Тим. 4:3-4).

Задача учительства Церкви состоит в том, чтобы "оберегать народ Божий от заблуждений и слабостей", чтобы "без ошибок исповедовать подлинную веру" (890). В особенности верно это в том, что касается всех семи таинств. Святая Евхаристия есть "источник и вершина всей христианской жизни" (1324). Евхаристическая жертва, в которой Христос приобщает нас к Своей жертве на кресте, направлена на глубочайшее единение со Христом (1382). Потому Священное Писание предупреждает относительно принятия Святого Причастия: "кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней" (1Кор. 11:27) "Тот, кто сознает за собой тяжкий грех, должен сначала принять таинство Примирения (Покаяния) прежде, чем приступить к Причастию" (1385). Из внутренней логики таинства ясно, что заключившие повторный гражданский брак разведенные, чей сакраментальный брак сохраняется пред Богом, христиане, не соединенные полным образом с католической верой и Церковью, как и все, кто не имеет соответствующего расположения, принимают святую Евхаристию бесплодно (1457), поскольку она им служит не ко спасению. Указание на это относится к духовным делам милосердия.

Исповедание грехов в таинстве Покаяния по крайней мере один раз в год относится к заповедям Церкви (2042). Когда верующие перестают исповедовать свои грехи и слышат их оправдание, спасение обращается пустотой, ведь, в конце концов, Иисус Христос стал человеком, чтобы спасти нас от наших грехов. По отношению к тяжким и простительным грехам, которые мы совершаем после крещения, также действительна власть отпущения, которую воскресший Господь передал апостолам и их преемникам в епископстве и священстве. Из текущей практики исповеди ясно, что совесть верующих недостаточно сформирована. Божье милосердие даровано нам, чтобы мы исполняли Его заповеди, дабы мы посредством этого стали едины с Его святой волей, а не для того, чтобы мы избегали требования покаяния (1458).

"Священник продолжает дело искупления на земле" (1589). Рукоположение "дает священную власть" (1592), которая незаменима, так как через нее Иисус Христос та́инственно присутствует в Своем деле спасения. Поэтому священники добровольно решаются на целибат как "знамение новой жизни" (1579). В служении Христа и Его грядущего Царствия речь идет о самопожертвовании. Относительно принятия рукоположения в трех степенях священства Церковь "признает себя связанной… выбором Самого Господа. Поэтому рукоположение женщин невозможно" (1577). Предполагать здесь дискриминацию женщины - значит обнаружить лишь непонимание этого таинства, в котором речь идет не о земной власти, а о том, чтобы представлять Христа, Жениха Церкви.

4. Нравственный закон

Вера и жизнь неотделимы друг от друга, так как вера без дел, которые совершаются в Господе, мертва (1815). Нравственный закон есть дело божественной Премудрости, он ведет людей к обещанному блаженству (1950). Вследствие этого знание божественного и естественного нравственного закона необходимо, "чтобы делать добро и достигать своего назначения" (1955). Его соблюдение необходимо всем людям доброй воли для спасения, ибо тот, кто умрет с нераскаянным смертным грехом, будет навеки отделен от Бога (1033). Это ведет в жизни христиан к практическим последствиям, многие из которых сегодня затуманены (ср. 2270-2283; 2350-2381). Нравственный закон является не грузом, а частью той освобождающей Истины (ср. Ин. 8:32), посредством которой христианин идет путем спасения и которую нельзя релятивизировать.

5. Жизнь вечная

Многие задаются сегодня вопросом: для чего же по сей день существует Церковь, если епископы находят большее удовольствие в том, чтобы быть политиками, нежели чем возвещать Евангелие как учителя веры. Взор не должен быть замутнен второстепенным, предметом обсуждения нужно сделать то, что является сущностным для Церкви. Каждый человек имеет бессмертную душу, которая в смерти отделяется от тела, уповая на воскресение мертвых (366). Смерть делает решение человека быть за или против Бога определенным. Каждый должен предстать непосредственно после смерти перед частным судом (1021). Либо еще необходимо очищение, либо человек достигает непосредственно небесного блаженства и может видеть Бога лицом к лицу. Также существует ужасная возможность, что человек до конца останется в противостоянии с Богом и, отказавшись определенным образом от Его любви, подвергнется наказанию "через немедленное проклятие навеки" (1022). "Бог создал нас без нашего участия, Он не пожелал спасти нас без нашего участия" (1847) Вечность ада есть ужасающая действительность, которая, согласно свидетельству Священного Писания, простирается на всех, кто "умирает в состоянии смертного греха" (1035). Христианин идет через тесные врата, ибо "широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф. 7:13).

Замалчивать эти и другие истины веры и в соответствии с этим наставлять людей есть сквернейший обман, о котором подчеркнуто предупреждает Катехизис. Обман этот представляет собой последнее испытание для Церкви и ведет людей к лжерелигии, получаемой "ценой отступничества от истины" (675); это ложь Антихриста. "Того, которого пришествие… будет… и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения" (2Фес. 2:9-10).

Призыв

Как работники в винограднике Господа, все мы ответственны за то, чтобы напоминать об этих основополагающих истинах, крепко держась за то, что сами приняли. Мы хотим придать [верующим] мужества с решимостью идти по пути Иисуса Христа, чтобы через соблюдение Его заповедей достичь вечной жизни (2075).

Попросим Бога, дабы он дал нам распознать, сколь велик дар католической веры, посредством которой открываются врата вечной жизни. "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Мк. 8:38). Потому нам нужно стараться укреплять нашу веру, исповедуя Истину, которая есть сам Иисус Христос.

Именно к нам, епископам и священникам, обращается Павел, апостол Иисуса Христа, когда дает следующее наставление своему сподвижнику и преемнику Тимофею: "Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, перенося скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое" (2Тим. 4:1-5).

 

Да добудет нам в молитве Мария, Матерь Божия, благодать без колебаний держаться исповедания Истины Иисуса Христа.

 

В единстве веры и молитвы,

Кардинал Герхард Мюллер

префект Конгрегации вероучения с 2012 по 2017 гг.

 

Подписать петицию в поддержку "Манифеста" кард. Мюллера можно на сайте "LifePetitions".

Перевод выполнен с немецкого языка; "Манифест" опубликован также на английском, итальянском, испанском, португальском, французском и польском языках.

- UVR, 12. 02. 2019

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.