Ответ на длинный список вопросов получил из Папской комиссии "Ecclesia Dei" польский диоцезальный священник о. Давид Пиетрас. Переписку священника с ватиканским органом, отвечающим за богослужения в традиционной форме, публикует на английском языке сайт "Musica Sacra" (автор публикации - д-р Андрис Амолиньш, член Совета FIUV и один из руководителей Una Voce Latvija).
В частности (п. 5), PCED подтверждает, что участие в Св. Мессе, совершаемой вечером в субботу, служит исполнению воскресной обязанности (см. канон 1248 § 1 ККП), однако при этом само богослужение должно совершаться по чину субботнего дня. Также комиссия в очередной раз подтверждает (п. 2), что хотя в миссале 1962 г. не предусмотрено чтение Confiteor перед причащением мирян (т. наз. "третий Confiteor"), эта практика может сохраняться там, где она существует.
Как уже неоднократно говорилось, функции субдиакона при торжественной Св. Мессе может выполнять не только рукоположенный клирик, но также и семинарист или монашествующий, получивший первую тонзуру, или мирянин, поставленный в аколиты согласно канону 230 § 1 ККП (п. 6). Также в отсутствие рукоположенного клирика мирянин может выполнять при понтификальной Мессе функции церемониария (п. 7).
В п. 12 Комиссия, которой также поручены взаимоотношения между Святым Престолом и Братством св. Пия X, сообщает, что полномочия в области отпущения грехов, которые Папа Франциск дал священникам FSSPX в апостольском послании "Misericordia et misera", распространяются также и на духовенство относящихся к Братству общин монашествующих и на священников, входящих в сообщества, которые ассоциированы с Братством, но формально не включены в его состав.
В пп. 13-14 проводится различие между, с одной стороны, собственно Римским обрядом и его местными и орденскими вариациями (usus), и, с другой стороны, неримскими латинскими обрядами (Мосарабским, Амвросианским). PCED указывает, что motu proprio "Summorum Ponficum" относится только к первым из них.
Вопросы, касающиеся действий отдельных епископов и епископских конференций, затрудняющих применение норм (пп. 17-19), PCED сочла имеющими слишком общий характер. Возникающие в этой связи проблемы должны решаться в индивидуальном порядке.
Наконец, пп. 24-27 посвящены тематике церковного пения. Комиссия подтверждает, что техники исполнения григорианского хорала, отличные от "солемского метода", представленного в Римском градуале 1961 г., также являются допустимыми при совершении богослужений. В то же время пение должно соответствовать литургическим текстам; вставлять так называемые "тропы" - дополнительные фрагменты текста, перемежающие и развивающие строки приводящихся в богослужебных книгах молитв - не разрешается. PCED не возражает против сольного женского пения в ходе богослужения там, где существует подобная практика.
Еще целый ряд рассмотренных в данной переписке вопросов относится к местной специфике Польши или, по словам Комиссии, требует дальнейшего изучения.
- UVR, 29. 11. 2018