Призыв к молитве:
Дабы Папа Франциск подтвердил неизменную практику Церкви
об истине нерасторжимости брака
После обнародования Апостольского Послания Amoris laetitia в некоторых поместных Церквях были опубликованы нормы его применения и толкования, согласно которым разведённые, вступившие в светский брак с новым партнёром, несмотря на факт существования сакраментальных уз, которыми они связаны с их законными супругами, допускаются к Таинствам Покаяния и Евхаристии, не исполнив поставленной Богом обязанности прекратить нарушение уз их сакраментального брака.
арх. Я. П. Ленга | еп. А. Шнайдер | арх. Т. Пэта |
Сожительство more uxorio (как муж и жена) с лицом, которое не является законным супругом, становится тем самым оскорблением Завета спасения, знаком которого является сакраментальный брак (ср. Катехизис Католической Церкви 2384), и, кроме того, является оскорблением супружеского характера самой евхаристической тайны. Папа Бенедикт XVI подчеркнул это соотношение следующими словами: "Евхаристия неистощимым образом укрепляет нерасторжимое единство и любовь в каждом христианском браке. В нем силою таинства супружеские узы имеют глубинную связь с евхаристическим единством между Женихом-Христом и Его Невестой - Церковью (ср. Еф 5, 31-32)." (Апостольское Послание Sacramentum caritatis, 27).
Пастыри Церкви, которые - хоть только в исключительных случаях - допускают или даже одобряют принятие Таинства Евхаристии разведённым, заключившим новый светский "брак" и не облаченным в "брачную одежду", хотя сам Бог в Святом Писании (ср. Мф 22, 11 и 1 Кор 11, 28-29) повелел её как необходимое условие достойного участия на брачной евхаристической вечере, участвуют таким образом в постоянном оскорблении уз Таинства брака, брачного союза между Христом и Церковью и брачного союза между Христом и душой, принимающей Его евхаристическое Тело.
Некоторые поместные Церкви опубликовали или рекомендовали душепастырские ориентиры в следующей или подобной редакции: "Если же этот выбор [жизни в воздержании] на практике труден для стабильности пары, Amoris laetitia не исключает возможности принятия таинств исповеди и Евхаристии. Это означает определённую открытость, подобно как и в случае, в котором существует моральная уверенность, что первый брак был недействительным, но существует недостаток необходимых доказательств, чтобы это доказать на судебном процессе. Таким образом, нет никаких оснований, по которым бы исповедник, в определённый момент, в своей совести, после многих размышлений и молитв, не мог бы принять на себя ответственности перед Богом и кающимся, прося, дабы эти Таинства были приняты без привлечения внимания."
Упомянутые душепастырские ориентиры противоречат всеобщей традиции Католической Церкви, которую через непрерывное Петрово служение Верховные Понтифики хранили верно и без тени сомнения или двусмысленности, как в учении, так и на практике касательно нерасторжимости брака.
Упомянутые нормы и душепастырские ориентиры, кроме того, противоречат на практике следующим истинам и доктринам, которым Католическая Церковь непрерывно и надежно учила.
- Соблюдение Десяти Божьих Заповедей, а в особенности Шестой Заповеди, обязует каждую человеческую личность, без исключения, всегда и в каждой ситуации. В этой области нельзя допускать исключительных случаев или ситуаций или говорить, что соблюдение заповедей Божиих является неким «более совершенным идеалом». Св. Фома Аквинский говорит: "Заповеди декалога заключают намерение самого законодателя, то есть Бога. Поэтому заповеди декалога не допускают никакого исключения. (Summa Theol., 1-2, q. 100, ad. 8c).
- Нравственные и практические требования, вытекающие из соблюдения Десяти Божьих Заповедей, а в особенности нерасторжимости брака, не являются простыми нормами или позитивными законами Церкви, но выражением святой воли Бога. В этом контексте необходимо говорить не о первенстве личности над нормой права, но о первенстве Божьей воли над грешной волей человеческой личности, ибо таким способом данная личность может быть спасена через исполнение Божьей воли с помощью Его благодати.
- Верить в нерасторжимость брака и противоречить ей собственными действиями, считая себя при этом одновременно свободным от тяжкого греха, а также успокаивая свою совесть упованием на Милосердие Божие, - это самообман, от которого предостерегал уже Тертуллиан, свидетель веры и практики Церкви первых веков: "Некоторые говорят, что Богу достаточно, если Он почитается в сердце и душе, а в деяниях это проявлять необязательно. Таким образом, они думают, можно согрешить без нарушения страха Божьего и веры; это совершенно тоже самое, как если кто заявляет соблюдать принцип целомудрия, оскверняя и развращая при этом святость и целостность супружеских уз." (Тертуллиан, О покаянии 5, 10).
- Соблюдение Божьих Заповедей, а в особенности нерасторжимости брака, не может быть представлено как высшее проявление идеала, к которому должно стремиться согласно критерию возможного или исполнимого блага. Оно является, наоборот, обязанностью, которую Сам Бог недвусмысленно повелел исполнять, нарушение которой влечёт согласно Его слову вечное осуждение. Говорить верным противоположное обозначало бы обманывать их и побуждать их к непослушанию воли Божьей, подвергая, таким образом, опасности их вечное спасение.
- Бог даёт каждому человеку помощь для соблюдения Его Заповедей, если тот просит Его надлежащим способом, как однозначно учит Церковь: "Ибо Бог не повелевает того, что невозможно, но, повелевая, призывает тебя, чтобы ты делал всё, что можешь, и просил о том, чего не можешь, Он же сам поможет, чтобы ты смог..." (Тридентский Собор, сессия 6, глава 11) и "если кто-либо говорит, что даже для человека, оправданного и укорененного в благодати, невозможно соблюсти заповеди Божьи - да будет анафема" (Тридентский Собор, сессия 6, канон 18). Руководствуясь этой однозначной доктриной, св. Иоанн Павел II учил: "В определенных случаях соблюдение Божия закона может быть трудным, невероятно трудным, однако никогда не бывает невозможным. Это неизменное учение Предания Церкви..." (Энциклика Veritatis splendor, 102). "Все супруги, согласно Божьему закону, призваны к святости в супружестве, и это высокое призвание осуществляется в той мере, в какой человеческая личность способна ответить со спокойной душой на Божий призыв, уповая на Божью благодать и на собственную волю" (Апостольское Послание Familiaris consortio, 34).
- Половой акт вне действительного брака, а в особенности прелюбодеяние, всегда является объективно тяжким грехом и никакое обстоятельство, никакая цель не может сделать его допустимым или хорошим перед Богом. Св. Фома Аквинский говорит, что Шестая Заповедь обязывает также в том случае, в котором акт прелюбодеяния мог бы спасти страну от тирании (De Malo, q. 15. 1, ad 5). Св. Иоанн Павел II учил этой вечной истине Церкви: "негативные нравственные требования, то есть те, которые запрещают некоторые действия и формы поведения, плохие по своей природе, не допускают никаких правомерных исключений и не оставляют приемлемой с нравственной точки зрения возможности для «создания» противоречащих им норм. Если в конкретном случае будет определен нравственный облик действий, запрещенных универсальным правилом, то единственное нравственно хорошее действие — это подчиниться нравственному закону и воздержаться от того, что он запрещает." (Энциклика Veritatis splendor, 67)
- Прелюбодейный союз разведённых, заключивших светский брак, "упрочнённый" со временем, как говорят, и характеризующийся так называемой "проверенной верностью" в грехе прелюбодеяния, не может изменить нравственного качества их действия, нарушающего сакраментальные супружеские узы, то есть не может изменить нравственного качества их прелюбодеяния, являющегося всегда действием внутренне плохим. Человек с истинной верой и сыновним страхом Божиим никогда не может относиться с "пониманием" к таким внутренне плохим действиям, примером которых являются половые акты вне действительного брака, ибо эти действия оскорбляют Бога.
- Допускать разведённых, которые заключили новый светский "брак", к Святому Причастию представляет собой на практике косвенное освобождение от соблюдения Шестой Заповеди. Ни одна церковная власть не имеет права уделить такую косвенную диспенсацию даже в единичном случае, или в исключительной или сложной ситуации, или имея при этом ввиду достижение доброй цели (например, воспитание совместных детей, рождённых в прелюбодейном союзе), руководствуясь при такой диспенсации принципом милосердия, "via caritatis" (путем любви), или материнской заботой Церкви, или утверждая, что не желает ставить милосердию множество условий. Св. Фома Аквинский сказал: "Никто не имеет права совершить прелюбодеяние для какой-либо пользы" (pro nulla enim utilitate debet aliquis adulterium committere)" (De Malo, q 15, 1 ad 5.).
- Норма, позволяющая попирание Шестой Божьей Заповеди и сакраментальных уз только в единичных случаях или в исключительных ситуациях, чтобы предположительно избежать общего изменения канонической нормы, является, однако, всегда противоречащей истине и воле Божьей. Следовательно, говорить в таком случае о ограничительной норме или о меньшем зле в противоположность к установлению всеобщей нормы, является психологически неуместным и богословски ошибочным.
- Действительный брак крещёных является Таинством Церкви и по своей природе имеет публичный характер. Субъективные суждения совести о недействительности собственного брака, в отличие от соответственного окончательного решения церковного суда, не могут влечь за собой последствий в отношении сакраментальной дисциплины, которая всегда имеет публичный характер.
- Церковь, а конкретно служитель Таинства покаяния, не имеет полномочий выносить суждение о состоянии совести данного верного или о правильности намерения совести, так как "Ecclesia de occultis non iudicat" (Церковь не судит сокровенное) (Тридентский Собор, сессия. 24, глава 1). Служитель Таинства покаяния не является заместителем или представителем Святого Духа, способным проникать с Его светом в самые глубокие сферы совести, ибо Бог сохранил доступ к совести исключительно для Себя самого: "Sacrarium in quo homo solus est cum Deo"(святое святых человека, где он пребывает наедине с Богом) (II Ватиканский Собор, Gaudium et spes, 16). Исповедник не может присвоить себе ответственности перед Богом и кающимся освобождать последнего косвенно от соблюдения Шестой Заповеди и нерасторжимости супружеских уз, допуская его к Святому Причастию. Церковь не имеет власти признавать последствия касательно дисциплины Таинств во внешней сфере на основе предполагаемого убеждения совести (во внутренней сфере) данного лица о недействительности своего брака.
- Практика, позволяющая разведённым так называемым "второбрачным" принимать Таинства покаяния и Евхаристии, несмотря на их намерения продолжать нарушать Шестую Заповедь и узы их сакраментального брака, была бы противна Божьей истине и чуждой постоянному мышлению Католической Церкви, а также проверенному обычаю, принятому и верно сохраняемому от времён Апостолов, недавно подтверждённому явным образом Папой св. Иоанном Павлом II (ср. Апостольское Послание Familiaris consortio, 84) и Папой Бенедиктом XVI (ср. Апостольское Послание Sacramentum caritatis, 29).
- Упомянутая практика была бы для каждого мыслящего человека осязаемым разрывом с постоянной и апостольской практикой Церкви, а не являлась бы развитием в непрерывности. Такой явный факт не могут опровергнуть аргументы: contra factum non valet argumentum. Такая душепастырская практика была бы анти-свидетельством о нерасторжимости брака и видом сотрудничества Церкви в распространении "язвы разводов", от которой предостерегал II Ватиканский Собор (ср. Gaudium et spes, 47)
- Церковь учит тем, что она делает, и должна делать то, чему учит. О душепастырской деятельности в отношении лиц, находящихся в нерегулярных союзах святой Иоанн Павел II сказал: "Пастырская деятельность в подобной ситуации должна заключаться в объяснении того, что необходимо быть последовательным в жизненном выборе и в исповедуемой вере; нужно пытаться сделать все возможное, чтобы привести этих людей к урегулированию их положения в соответствии с христианскими принципами. И хотя таких людей следует принимать с огромной любовью и стараться заинтересовать их жизнью церковных общин, все же пастыри Церкви, к сожалению, не могут допустить их к участию в таинствах." (ср. Апостольское Послание Familiaris consortio, 82).
- Аутентичное сопровождение лиц, находящихся в объективном состоянии тяжкого греха, и соответствующий путь душепастырского распознания не может избегать провозглашения этим людям с любовью полной истины о Божьей воле, дабы они всем сердцем сокрушались о греховном акте сожительства more uxorio (как муж и жена) с лицом, которое не является их законным супругом. В то же время, аутентичное сопровождение и душепастырское распознание должно ободрить их, чтобы с помощью Божьей благодати они не совершали подобных действий в будущем. Апостолы вместе со всей Церковью на протяжении двух тысяч лет провозглашали людям полноту Божьей истины о том, что касается Шестой Заповеди и нерасторжимости брака, руководствуясь напоминанием Апостола Павла: "Я не упускал возвещать вам всю волю Божию" (Деян 20, 27).
- Душепастырская практика Церкви, касающаяся брака и Таинства Евхаристии, так важна и влечёт за собой такие последствия для веры и жизни верных, что Церковь, дабы остаться верной Откровению Слова Божьего, должна избегать в этом вопросе какой-либо тени сомнения или заблуждения. Святой Иоанн Павел II сформулировал эту вечную истину Церкви следующим образом: "Напоминая таким образом о вероучении Церкви и о церковном законе, я желаю привить всем живое чувство ответственности, которое должно направлять нас, когда мы имеем дело со священными вещами: такими как таинства, что не принадлежат нам; или такими, как совесть, имеющая право, чтобы ее не оставляли в неопределенности и смущении. Я повторю: таинства и совесть священны, и от нас требуется служить им в истине. На этом основано церковное право." (Апостольское Послание Reconciliatio et Paenitentia, 33).
Несмотря на многократные декларации о неразрывности учения Церкви о разводе, многие поместные Церкви принимают сейчас развод посредством практики Таинств, и это явление расширяется. Только голос Высшего Пастыря Церкви может окончательно предотвратить то, что ситуация Церкви нашего времени будет описываться в будущем следующим выражением: "Весь мир вздохнул, и заметил с удивлением, что принял на практике развод" (ingemuit totus orbis, et divortium in praxi se accepisse miratus est), приводя аналогичные слова, которыми св. Иероним характеризовал арианский кризис.
Учитывая эту реальную опасность и расширяющуюся язву развода в жизни Церкви, который косвенно узаконен упомянутыми нормами и ориентирами для применения Апостольского Увещевания Amoris laetitia, учитывая то, что вышеуказанные нормы и ориентиры поместных Церквей стали общеизвестными в нашем глобализированном мире, учитывая также безуспешность многих обращений к Святому Отцу, направленных в частном порядке многими верными, а также некоторыми Пастырями Церкви, мы вынуждены сделать этот настоятельный призыв к молитве. Как преемников Апостолов, нас призывает обязанность говорить, когда затронуты святейшие вещи в Церкви и вечное спасение душ.
Пусть следующие слова, которыми Святой Иоанн Павел II описывал несправедливые атаки на верность Учительству Церкви, будут светом для всех Пастырей Церкви в это трудное время, побуждающим их к тому, чтобы действовать всё более единым образом: "Чаще всего Церковь обвиняют в отсталости, в непонимании духа нового времени, в действиях во вред человеку, в том числе и во вред самой себе. Понимать это, в итоге, следует так, будто Церковь, "настаивая на своем", утрачивает авторитет, и верующие от нее отходят." (Послание к семьям, Gratissimam Sane, 12).
Принимая во внимание, что допущение разведённых, так называемых "второбрачных" лиц к Таинствам покаяния и Евхаристии, не требуя от них исполнения обязанности жизни в воздержании, является угрозой для веры и спасения душ, а также является оскорблением святой воли Божьей, принимая также во внимание, что такая душепастырская практика никогда не может быть выражением милосердия, "via caritatis" (путем любви), то есть материнской заботы Церкви о грешных душах, с глубокой душепастырской заботой совершаем этот настоятельный призыв к молитве, дабы Папа Франциск однозначно отменил упомянутые душепастырские рекомендации, которые уже введены в некоторых поместных Церквях. Подобные действия видимого Главы Церкви укрепили бы Пастырей и верных Церкви в соответствии с заданием, которое Христос, Высочайший Пастырь душ, дал Апостолу Петру, а через него всем его преемникам: "Утверди братьев твоих". (Лк 22, 32).
Пусть следующие слова одного святого Папы, а также Екатерины Сиенской, учителя Церкви, будут светом и утешением для всех верных нашего времени:
"Не противостоять заблуждениям обозначает их одобрять. Когда истину не защищают, ее подавляют." (Папа св. Феликс III + 492) "Святой Отец, Бог избрал Вас столпом Церкви, благодаря чему Вы - орудие искоренения ереси, разоблачение обмана, возвышение Истины, рассеяние тьмы и явление света" (святая Екатерина Сиенская +1380).
Когда Папа Гонорий I (625-638) принял двусмысленную позицию при расширяющейся ереси монофелитства, св. Софроний, патриарх Иерусалима, отправил из Палестины в Рим одного епископа со словами: "Иди к Апостольскому Престолу, где находится основа святого учения и не переставай молиться, пока Апостольский Престол не осудит эту новую ересь". Осуждение совершил в 649 году святой Папа и мученик Мартин I.
Мы совершаем этот призыв к молитве, осознавая, что отказ этого шага был бы серьёзным упущением. Христос, Истина и Высочайший Пастырь, будет нас судить, когда придёт вновь. Попросим Его со смирением и упованием, дабы Он даровал всем Пастырям и всем овцам неувядающий венец славы. (ср. 1 Петр 5, 4)
В духе веры, а также с сыновней любовью и преданностью возносим нашу молитву за Папу Франциска:
"Oremus pro Pontifice nostro Francisco: Dominus conservet eum, et vivificet eum, et beatum faciat eum in terra, et non tradat eum in animam inimicorum eius. Tu es Petrus, et super hanc petram aedificabo Ecclesiam Meam, et portae inferi non praevalebunt adversus eam" (Помолимся за Папу нашего Франциска: Да сохранит его Господь, и да соделает его блаженным на земле, и да не отдаст его на волю врагов его; Ты Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её).
Как конкретное средство, предлагаем совершить ежедневно эту древнюю молитву Церкви или молитву одной части Святого Розария в намерении: дабы Папа Франциск однозначно отменил те душепастырские рекомендации, которые допускают разведённых, так называемых "второбрачных", к принятию Таинств покаяния и Евхаристии, не требуя от них исполнения обязанности жизни в воздержании.
18 января 2017 г., древний праздник Кафедры св. Петра в Риме.
+ Томаш Пэта, Архиепископ Митрополит архиепархии Святой Марии в Астане
+ Ян Павел Ленга, Эмеритованный Архиепископ-Епископ Карагандинский
+ Атаназиус Шнайдер, Епископ-помощник архиепархии Святой Марии в Астане