Майкл Дж. Мэтт, римский корреспондент газеты "The Remnant", напоминает о том, что в Аргентине кардинал Бергольо отличился в том числе в деле защиты христианского брака и решительно выступал против решения светских властей страны придать статус брака гомосексуальным союзам. Он был также стойким защитником нерожденных детей. "Два этих благоприятных обстоятельства непременно поставят нового Папу в ситуацию конфликта с современным миром, - пишет журналист, - что всегда хорошо".
Беспокойство вызывают у блоггеров литургический стиль кард. Бергольо и в особенности - то, что, как сообщают, в архициоцезе Буэнос-Айреса практически не совершались Святые Мессы согласно экстраординарной форме Римского обряда. В первые же дни по вступлении в действие норм motu proprio "Summorum Pontificum" архиепископ Бергольо выделил для таких богослужений часовню и назначил ответственного священника, считавшегося очень грамотным литургистом, но тот служил так плохо и с такой примесью несвойственных традиционному чину элементов, что из сотни прихожан быстро осталось всего несколько человек, после чего эти Мессы были отменены как "ненужные". Другие священники, вводившие или пытавшиеся ввести традиционные Мессы в своих приходах, получали от архиепископа распоряжение прекратить это делать. Верным приходилось ездить в соседние диоцезы (что, впрочем, было не очень затруднительно, поскольку архиепархия Буэнос-Айреса представляет собой густонаселенный, но территориально небольшой район) или прибегать к услугам священников FSSPX.
В то же время маловероятно, чтобы новый Папа отменил постановления предыдущего, утверждающие за всеми священниками Латинской Церкви право служить по дореформенным чинопоследованиям, даже если он сам в своем прежнем диоцезе нарушал эти нормы.
Уже цитированный выше Майкл Дж. Мэтт пишет: "Благодать [папского] служения и тайное действие Святого Духа могут все изменить - и нередко меняют". В качестве примера он приводит блаж. Пия IX. Будучи епископом и кардиналом, Джованни Мастай-Ферретти слыл либералом, он симпатизировал националистическому движению за объединение Италии и, по некоторым предположениям, вступил даже в масонскую организацию. На конклаве 1846 г. он был изначально кандидатом либеральной партии; его избрание приветствовали не только реформистски настроенные католики, но и, например, британские протестанты, а свой понтификат он начал с того, что освободил из тюрем всех, кто отбывал заключение за революционную деятельность. Однако, став Папой, Пий IX переменил свои взгляды. Он сделался одним из главных европейских противников тогдашнего либерализма в церковной и светской сфере, провозгласил догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии и созвал I Ватиканский Собор, принявший учение о безошибочности суждений Римского Понтифика ex cathera. Не желая подчиниться захватившему Рим итальянскому королю Виктору Эммануилу II и стать его подданным, Папа объявил себя "узником Ватикана". Важным его наследием остается "Syllabus" - список осужденных Церковью заблуждений Нового времени. Не боявшийся идти на самый решительный конфликт с "духом века сего", Пий IX в то же время не был врагом современности как таковой: в Папском государстве он развивал железнодорожную сеть, ввел телеграф и газовое освещение, провел много реформ - от административных до сельскохозяйственных - которые можно сравнить с тем наведением порядка в Ватикане, которого ожидают от Папы Франциска. (Кстати, выбрав для своей первой Мессы в новом качестве самые простые облачения, Франциск в то же время пользовался посохом-крестом блаж. Пия IX).
Не остался незамеченным и тот факт, что в ходе своего первого визита в базилику Санта-Мария-Маджоре к иконе Богородицы "Salus populi Romani" Папа посетил также гробницу св. Пия V и молился перед алтарем с реликвиями своего предшественника. Пий V, так же, как Франциск, стремившийся к максимальной простоте и ограничению расходов папского двора, известен непримиримым отношением ко всяческим ересям своей эпохи, а в литургической сфере - кодификацией традиционного Римского обряда (при нем вышли издания Римского Миссала, Бревиария и других богослужебных книг, получивших название "тридентских" в честь Собора, просившего Папу осуществить их редактуру).
- UVR, 15. 03. 2013