Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Oremus pro Antistite nostro Clemente. Stet et pascat in fortitudine tua, Domine, in sublimitate nominis tui.
Все новости

 

Пересмотр миссала 1962 года

Опасения Международной федерации Una Voce

Введение

Как известно, в Риме началась работа по пересмотру миссала 1962 г. В последние годы стало нормой решать такие вопросы конфиденциально и предавать их огласке лишь вместе с публикацией соответствующих документов - так было с "Summorum Pontificum" и "Universae Ecclesiae", так же происходит и теперь. Поручение, данное Святым Отцом Папской комиссии "Ecclesia Dei" в его Послании, сопровождавшем обнародование motu proprio "Summorum Pontificum" (7 июля 2007 г.), было весьма ограниченным: "В старый миссал могут и должны быть внесены новые святые и некоторые новые префации". Никакие другие изменения санкционированы не были. Также Папа Бенедикт XVI заявил: "Практические возможности в этом отношении изучит комиссия "Ecclesia Dei" в контакте с различными лицами и организациями, приверженными usus antiqiuor".

Те, кто "привержен usus antiquior", должны постоянно и внимательно следить за тем, чтобы ни в Риме, ни за его пределами эти границы не пересекал никто из тех, кто бы желал подорвать целостность миссала 1962 года, потребовав включения в него каких-либо новшеств, введенных в литургию после 1962 г. Международная федерация Una Voce была основана в начале 1965 г., еще до окончания II Ватиканского Собора; она гораздо старше всех иных приверженных usus antiquior организаций, будь то организации мирян или духовенства. Ни одна из них не сравнится с 46-летней историей Федерации Una Voce в ее непоколебимой верности сему делу. Федерация сыграла уникальную роль, став первым и не умокавшим голосом верных мирян, желающих, чтобы исполнялось прямо выраженное желание Отцов II Ватиканского Собора, провозглашенное в "Sacrosanctum Concilium", п. 4:

"Святейший Собор, верно следуя Традиции, заявляет, что для Святой Матери-Церкви все законно признанные обряды обладают равным правом и достоинством, и она хочет, чтобы в будущем они сохранялись и всячески поощрялись".

Всегда помня об этом постановлении Соборных Отцов, послушные Традиции, члены Международной федерации Una Voce неустанно защищали равное право и достоинство древней Мессы и еще с 1965 года прилагали усилия к тому, чтобы защитить и сберечь этот законно признанный обряд. Наш Святой Отец Бенедикт XVI в своем motu proprio "Summorum Pontificum" подтвердил то, о чем всегда говорила Международная федерация: юридически миссал 1962 года никогда не был отменен. Святой Отец подтвердил также в своем послании, что его решение направлено на "достижение внутреннего примирения в сердце Церкви".

Верные не желают литургических новизн и креативности, которые в годы после II Ватиканского Собора не переставали вселять в них беспокойство, раздражение и отчуждение И это не должно повториться путем порчи миссала 1962 г. Международная федерация признает органическое развитие, но решительно отвергает литургические нововведения, чуждые характеру, духу и целостности usus antiquior. Нельзя, чтобы под неизмеримое сокровище древней литургии был подведен подкоп новшеств, редукционизма и разрушительной модернизации. Ничто так не подчеркивает привлекательность usus antiquior, как растущее по всему миру число молодых католиков, в том числе множества семинаристов и молодых священников, что открывают для себя эту древнюю и глубоко духовную литургию и пленяются ею.

Мы входим сейчас в критический период в истории литургии Святой Матери-Церкви. Решения, которые принимаются сегодня в Риме, окажут большое влияние на духовное благополучие целых поколений верных. Необходимость осуществить волю Святого Отца, направленную на ограниченное и органичное развитие, соответствующее характеру миссала 1962 г., не должна стать оправданием введению в традиционную Римскую литургию чуждых ей представлений, приведших сразу после II Ватиканского Собора к столь многому нестроению и дисгармонии.

В июне 2008 г., после обнародования motu proprio "Summorum Pontificum", президент Международной федерации Una Voce представил комиссии "Ecclesia Dei" соответствующий документ. Сейчас, когда началась работа по внесению поправок в миссал 1962 г., может быть уместно предать этот документ в его обновленном виде огласке с тем, чтобы вновь ясно провозгласить желания и надежды членов Федерации Una Voce.

Размышления о motu proprio "Summorum Pontificum" и роли Папской комиссии "Ecclesia Dei" до и после сентября 2007 г.

Лео Дэррох,
исполнительный президент Международной федерации Una Voce.
2 июня 2008 г.

 

Обнародованное в июне 2007 г. motu proprio "Summorum Pontificum" вызвало огромную радость среди тех в Католической Церкви, кто хочет держаться обычаев прошлого и защищать Традицию. Вне всякого сомнения, слова Папы Бенедикта XVI о том, что миссал 1962 г. никогда не был отменен, и предоставленная им священникам Римского обряда возможность свободно совершать Мессу в этой форме привели к тому, что богослужения согласно сему древнему и достопочтенному обряду стали происходить гораздо чаще. Однако ясно и то, что обнародование motu proprio вызвало множество вопросов о том, как именно следует служить, и о применимых к пересмотренному блаженным Иоанном XXIII миссалу рубриках. Создается впечатление, что некоторые, в том числе многие епископы, намеренно желают внести смущение и раздор в попытке отвратить священников и верных от пользования пастырской заботой Святого Отца, настаивая на том, что новизны, введенные после 1962 года (например, раздача Причастия в руки или женщины в качестве министрантов) вполне уместны и при Мессах, совершаемых по миссалу 1962 г. С другой стороны, есть и те, кто искренен в своих вопросах о том, что допустимо и что не допустимо при служении экстраординарной формы Мессы. Вопросы эти возникают чуть ли не каждый день, и Папская комиссия "Ecclesia Dei" (PCED) завалена письмами с просьбами дать разъяснение. Их так много, что был подготовлен специальный документ, призванный раз и навсегда прояснить многие предметы. Нам рекомендуется терпеливо ждать обнародования этого документа.

Как недвусмысленно говорилось в моем докладе, направленном PCED 29 апреля 2008 г., я полагаю, что нормы "Summorum Pontificum", равно как и нормы прежних документов - "Quattuor abhinc annos" (1984) и "Ecclesia Dei adflicta" (1988) - должны толковаться в соответствии с намерением Законодателя, желающего, среди прочего, исправить положение, которое многие традиционные католики считают нарушением своих законных пожеланий. Я полагаю, что тем, кто хочет изменить указания "Summorum Pontificum" с тем, чтобы внести в них новшества, относящиеся ко времени после 1962 г., нужно напомнить о возможности обратиться к служению Novus Ordo на латинском языке, для которого уже существуют или могут быть без труда осуществлены практически какие угодно адаптации. Ordo 1965 г. и Missa Normativa 1967 г. были по своей природе лишь временными и переходными формами, утратившими любое практическое значение с того момента, как в 1969 г. Папа Павел VI опубликовал свою редакцию Римского миссала. Как следствие, нет смысла поощрять введение элементов этих чинопоследований как якобы являющихся естественной и аутентичной эволюцией миссала 1962 г., который остается единственным законным выражением экстраординарной формы Римского обряда, как то определено Его Святейшеством Бенедиктом XVI.

В последнее время много говорят о письме, выпущенном PCED в 1997 г. и подписанном ее тогдашним председателем кардиналом Феличи и секретарем монс. Перлом. Данное письмо разрешает вносить ряд модификаций в миссал 1962 г., касающихся Послания, Евангелия, гимна "Gloria", Символа Веры, молитвы "Pater noster" и префаций, взятых из приложения к Римскому миссалу 1965 г. и миссала 1970 г. Однако все это отменено нормами "Summorum Pontificum". Если бы Верховный Понтифик желал соблюдения ранее данных литургических указаний, он так и сказал бы в своем motu proprio от 7 июля 2007 г.

Среди всего этого смятения можно, наверно, задать один вопрос, ответ на который сделает ненужными многие другие вопросы. Но сперва необходимо описать имеющуюся ситуацию.

Святой Отец в "Summorum Pontificum" выразился предельно ясно, сказав именно то, что имел в виду, и имея в виду именно то, что сказал. Он постоянно говорит о миссале 1962 г. ИЛИ о миссале 1970 г. Здесь нет никакой двусмысленности - речь идет о выборе одного или другого. Никаких промежуточных вариантов не предусмотрено.

Во всей полноте Петровой власти, Верховный Законодатель говорит: "Мы постановляем". И далее он заявляет:

Единственное отступление, которое в самом motu proprio позволил Папа Бенедикт XVI, содержится в статье 6, говорящей: "На Мессах с народом, совершаемых по миссалу блаж. Иоанна XXIII, чтения МОГУТ произноситься также и на народных языках с использованием изданий, одобренных Святым Престолом" (подчеркивание мое).

Таким образом, намерение Папы Бенедикта XVI в его motu proprio выражено ясно: ЛИБО миссал 1970 г., ЛИБО миссал 1962 г. Об этом же говорит Его Святейшество и в своем Послании к епископам, сопровождавшем motu proprio. Там сказано: "Последняя перед Собором версия "Missale Romanum", опубликованная... в 1962 году и употреблявшаяся во время Собора, сможет отныне использоваться как Forma extraordinaria литургического служения". И также:"Между двумя изданиями Римского миссала нет противоречия", показывая еще раз, что между двумя миссалами нет противоречия, однако существует ясное различие.

Теперь я перехожу к главной части своих аргументов. Индульт - это данная компетентной церковной властью (это может быть Святой Престол или местные ординарии) разрешение или привилегия, по которой в отдельном случае допускается исключение из той или иной нормы церковного законодательства. И "Quattuor abhinc annos" 1984 г., и "Ecclesia Dei adflicta" 1988 г. были даны в соответствии с широко распространенным мнением, согласно которому миссал 1962 г. был отменен - упразднен - по публикации миссала Папы Павла VI в 1970 г. Мотивы, стоявшие за "Quattuor abhinc annos" и "Ecclesia Dei adflicta", были очень различны. "Ecclesia Dei adflicta", выпущенная после доклада комиссии кардиналов, была, возможно, издана "pro bono pacis" ("ради примирения"), однако о "Quattuor abhinc annos" этого сказать нельзя.

[Примечание: В 1986 г. Папа блаж. Иоанн Павел II созвал комиссию из девяти кардиналов, которые должны были выяснить, был ли миссал 1962 г. законным образом упразднен и вправе ли епископы запрещать традиционную Мессу. Их единодушный ответ был - "Нет".]

В своем Послании к епископам Папа Бенедикт XVI пишет:

В том, что касается употребления миссала 1962 года... я хотел бы обратить внимание на тот факт, что юридически миссал этот никогда не был объявлен недействительным, а следовательно, в принципе, всегда являлся разрешенным.

В "Summorum Pontificum" он повторяет то же самое со всем авторитетом закона и говорит:

...Поэтому дозволяется... совершать Жертвоприношение Мессы по типическому изданию Римского миссала, изданному в 1962 г. блаж. Иоанном XXIII и НИКЕМ НЕ ОТМЕНЕННОМУ" (подчеркивание мое). "Условия, установленные для использования этого Миссала в предшествующих документах "Quattuor abhinc annos" и "Ecclesia Dei", ИЗМЕНЯЮТСЯ следующим образом... (ст. 1).

Оба этих индульта были заменены другими нормами с полуночи 13 сентября 2007 г. и более не имеют никакой законной силы. Они устарели, вышли из употребления.

Папа четко сказал нам две вещи: что миссал 1962 г. никогда не был отменен и что апостольское послание "Summorum Pontificum", данное motu proprio (по собственному почину) заменяет собой индульты "Quattuor abhinc annos" и "Ecclesia Dei adflicta". Все разнообразные разрешения и изменения, данные PCED, давались в период действия этих индультов. Следовательно, логика диктует, что если миссал 1962 г. никогда не был отменен и если Святой Отец заявляет, что условия использования этого миссала, изложенные в более ранних документах ("Quattuor abhinc annos" и "Ecclesia Dei adflicta"), с полуночи 13 сентября 2007 г. заменены другими, все разрешения, толкования, послабления, модификации и т. д., проистекавшие из "Quattuor abhinc annos" и "Ecclesia Dei adflicta", также "заменяются" и с этого момента более не имеют силы. Папа прояснил положение, существовавшее с 1970 г., и "обнулил" все, что касается индультов 1984 и 1988 гг. 14 сентября 2007 г. стало началом нового понимания закона, основанного на юридических принципах, а не на дарованных привилегиях.

Если понятно, что все отступления и привилегии, данные в рамках "Quattuor abhinc annos" и "Ecclesia Dei adflicta", отменены новым законодательством, то какова же нынешняя ситуация? Очевидно, что мы начинаем с нуля. С 14 сентября 2007 г. мы вновь имеем миссал 1962 г. в нетронутом, не измененном и не адаптированном виде. В своем Послании к епископам Папа Бенедикт XVI признает, что в него будут внесены некоторые изменения, но выражается очень конкретно и говорит только в будущем времени, а не в прошедшем. Он пишет:

В старый миссал могут и должны быть внесены новые святые и некоторые новые префации. Практические возможности в этом отношении изучит комиссия "Ecclesia Dei" в контакте с различными лицами и организациями, приверженными usus antiquor.

То есть в миссал 1962 года не могут вноситься какие-либо изменения до тех пор, пока комиссия "Ecclesia Dei", осуществляя волю Святого Отца, не проконсультируется с "различными организациями, приверженными usus antiquior". Можно представить себе, что первым действием Папской комиссии было бы составление списка таких организаций. Лишь когда эти различные организации будут определены, может начаться процесс изучения практической возможности добавления новых святых и новых префаций. Начнется период тихой дипломатии и консультаций, в течение которого миссал 1962 г. должен оставаться неприкосновенным. Правильно структурированный процесс будет иметь ряд преимуществ. Те, кто опасается, что миссал 1962 г. будет постепенно искажаться, как это было в течение 1960-х годов, должны быть заверены в том, что никакие изменения не будут внесены прежде, нежели пройдет серьезная дискуссия между PCED и приверженцами древней латинской литургической традиции; PCED же, в свою очередь, сможет посвятить себя задачам, возложенным на нее Папой Бенедиктом XVI, не зарываясь день ото дня в огромную гору просьб разъяснить то или это, часто мелких и лишь заваливающих сотрудников комиссии работой, мешая им заниматься более важными делами.

Дополнение

Долгожданный документ с разъяснениями - "Universae Ecclesiae" - был опубликован Папской комиссией "Ecclesia Dei" 30 апреля 2011 г. и подвергнут детальному анализу и комментированию в СМИ. Международная федерация Una Voce приветствовала этот документ.

Хотя кто-то может сказать, что "Universae Ecclesiae" все еще оставляет неясными некоторые вопросы, совершенно очевидно то, что Святой Отец всецело восстановил во вселенской Церкви традиционный Римский обряд в том виде, в каком он содержится в литургических книгах 1962 года; что рубрики, имевшие силу по состоянию на 1962 год, должны строго соблюдаться; что там, где есть пастырская необходимость, латынь и usus antiquior должны преподаваться в семинариях. Пастырская необходимость же определяется теми, кто желает извлечь пользу из "Summorum Pontificum" и "Universae Ecclesiae", а не теми многими власть имущими, чье естественное желание - мешать их воплощению в жизнь.

Больше 45 лет Международная федерация Una Voce терпеливо и неустанно работала ради восстановления традиционной литургии, и теперь ее верность Святой Матери-Церкви и Престолу Петрову вознаграждается. Однако ее члены, верные миряне Святой Матери-Церкви, вполне сознают, что многие в рядах духовенства горят желанием помешать им осуществить свои законные надежды и воспользоваться духовными благами, которые дает им пастырская щедрость Папы Бенедикта XVI. И потому мы, те, на чью пользу направлены эти документы, хотим недвусмысленно заявить, что, принимая выраженную нашим Святым Отцом волю включить новых святых и некоторые новые префации в миссал 1962 года, со всем уважением и всею энергией выступим против любого предложения, выходящего за эти четко определенные границы и направленного на нарушение целостности данного миссала.

Лео Дэррох, президент Международной федерации Una Voce
30 января 2012 г.

- UVR, 31. 01. 2012

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.