Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Deus, qui animae famuli tui Gregorii aeternae beatitudinis praemia contulisti : concede propitius; ut, qui peccatorum nostrorum pondere premimur, ejus apud te precibus sublevemur.
Sancte Gregori, patrone Foederationis Internationalis Una Voce, ora pro nobis!
Все новости

 

Кардинал Дарио Кастрилльон Ойос, возглавляющий Папскую комиссию "Ecclesia Dei", дал интервью итальянскому журналу "Jesus". Корреспондент Виттория Пришьяндаро пишет:

Его Высокопреосвященство доволен. Телефон кабинета на первом этаже бывшего дворца Священной канцелярии зажил новой жизнью. Столы завалены письмами со всего света. После обнародования motu proprio Папская комиссия "Ecclesia Dei" стала ключевым звеном ватиканской организационной схемы. "Теперь у меня работы вдвое больше, чем было в Конгрегации по делам духовенства", - признается кардинал Дарио Кастрилльон Ойос, 79-летний колумбиец, пламенный сторонник возвращения лефевристов в родные пенаты, а с 2000 года - председатель Комиссии. В наши дни эта Комиссия стала непременным участником переговоров с епархиями и приходами по всем вопросам, связанным с употреблением экстраординарного обряда.

В.: Ваше Преосвященство, как вы оцениваете ситуацию сейчас, спустя несколько месяцев после обнародования motu proprio?

Своим motu proprio Папа желал дать всем обновленную возможность воспользоваться огромным духовным, религиозным и культурным богатством литургии григорианского обряда [sic]. По своему происхождению motu proprio это сокровище, предлагаемое всем, его цель - не только пойти навстречу чьим-то жалобам и просьбам. Немало тех, кто поначалу не был вовлечен в эту экстраординарную форму Римского обряда, теперь проявляет к нему большое почтение. Среди верных я выделил бы три группы: те, кто связаны почти что органическим образом с Обществом св. Пия X; те, кто привержен Братству св. Петра; и, наконец, самая важная и многочисленная группа, состоящая из людей, любящих всевременную религиозную культуру, которые сегодня открывают для себя духовную мощь старого обряда, а среди них - много молодежи. За эти последние месяцы родились новые ассоциации людей, принадлежащих к этой последней группе.

В.: Если говорить о богатстве - некоторые литургисты подчеркивают тот факт, что экстраординарная форма не предлагает библейского богатства, привнесенного в Novus Ordo…

Эти люди не читали motu proprio, ведь Папа утверждает, что обе формы должны взаимно обогащать друг друга. Ясно, что такое литургическое сокровище не должно пропасть. В Novus Ordo за несколько лет прочитывается практически вся Библия, и это сокровище, по отношению которому не надо вставать в оппозицию - оно должно быть интегрировано в экстраординарный обряд.

В.: Еще одно возражение касается опасности того, что раздельные и отличные друг от друга богослужения могут сформировать раздельные общины…

Разнообразие обогащает. Папа отважно вводит более широкую свободу культуры. К тому же в приходах и так уже есть немало различий в манере ведения богослужений, не будем уже даже говорить о нарушениях, поскольку нарушения - не главная причина, стоящая за motu proprio.

В.: Вице-президент Комиссии "Ecclesia Dei" монс. Камилле Перл объявил, что вскоре выйдет поясняющий motu proprio документ. Когда он будет опубликован?

Это объявил кардинал Бертоне, и он имел на то право. Но я, как слуга Папы, объявлю это только тогда, когда так скажет Папа. Наша Комиссия уведомила Понтифика о том, что со всего света поступает множество вопросов, многие из них оправданы, другие происходят от недостатка осведомленности. Святой Отец, и только он один, скажет, будет ли уместно издать такой документ и когда.

В.: Какого рода вопросы к вам поступают и какие вы даете на них ответы?

Первый тип вопросов касается латыни, поскольку, как говорят люди, служить на языке, которого не знаешь, неуместно. К сожалению, семинаристы, да и некоторые священники, не изучали ее, и потому служить по экстраординарной форме для них трудно. Чтобы делать это, они должны знать хотя бы Канон Мессы, часть, в ходе которой совершается Освящение. Мы в "Ecclesia Dei" занимаемся этим и готовим встречи, курсы и электронные ресурсы для углубленного изучения старой литургии. Некоторые такие курсы уже проводятся во Франции, Германии, Бразилии, Центральной Америке и США. Например, в Толедо, в Испании, изучается вопрос о том, что лучше - основать специальный семинар [Или: специальной семинарии (итальянское слово seminario может быть переведено и так, и так. - Прим. пер.] для преподавания экстраординарного обряда или вести спецкурс в епархиальной семинарии. В целом мы видим в ученом мире интерес к возвращению латыни. Печально, что за прошедшие годы мы были свидетелями отказа не только от языка, но и от определенных богословских аргументов, связанных с семантической точностью латыни.

В.: Еще одна проблема - недостаток священников…

Если в епархии не хватает священников, а экстраординарного обряда хотят всего три-четыре верных, здравый смысл подсказывает, что удовлетворить их просьбу тяжело. Однако поскольку намерение Папы, его mens, состоит в том, чтобы даровать это сокровище на благо Церкви, там, где нет священников, лучшим вариантом было бы начать служение по экстраординарному обряду в рамках одной из воскресных Месс прихода. Это была бы Месса для всех, и все, включая молодые поколения, пользовались бы богатством экстраординарного обряда, например, теми моментами созерцания, которые исчезли в Novus Ordo.

В.: То есть Вы утверждаете, что даже если нет устойчивой, стабильной группы [верных], в будущем предполагается служить одну из воскресных Месс в экстраординарном обряде?

Я бы сказал - да. С другой стороны, эта возможность уже была единогласно одобрена в 1986 г. комиссией кардиналов, членом которой был, в частности, кардинал Ратцингер, но тогда это не имело последствий. Сейчас же я совершенно уверен, что это можно осуществить.

В.: Еще один момент - определение "стабильной группы". Что в точности обозначают эти слова?

Это вопрос здравого смысла: зачем создавать проблемы, если люди, просящие о служении по этому обряду, принадлежат к разным приходам? Если они собираются вместе и просят о Мессе, они становятся стабильной группой, даже если до сих пор не были знакомы друг с другом. Численность группы - тоже вопрос доброй воли. В каких-то приходах, особенно в сельской местности, по будним дням на ординарную Мессу приходит три-четыре человека, то же самое происходит и во многих монашеских обителях. Так почему же если те же три человека попросят служить старую Мессу, пастырские нужды потребуют отказать им?

В.: Значит, будущий документ будет предполагать более положительный ответ на запросы, поступающие всего от нескольких человек?

Да, но надо понимать, что это делается не в ущерб остальным, большинству, а для их обогащения, и всегда избегать даже самого маленького антагонизма.

В.: Остается проблема остальных таинств: на ум приходят обряды рукоположения или миропомазания, которые дают отсылки к другому Кодексу канонического права и в которых используются другие формулы…

Разумеется, на первый взгляд есть некоторые сложности касательно рукоположения в священный сан, миропомазания, а также различия календарей. Относительно рукоположения, в древней форме было пострижение в тонзуру, посвящение в малые чины и в субдиаконат. Эта форма и сейчас употребляется и будет употребляться в институтах, всегда приверженных старому обряду, таких, как Братство св. Петра, Общество св. Пия X и других. Что до миропомазания, то еще до motu proprio Конгрегация вероучения пояснила, что между двумя формулами нет противоречия, поскольку и новая формула, и старая действительны; то же можно сказать и об остальных таинствах, где формула изменилась. С календарями же, которые не всегда совпадают, возникают кое-какие проблемы, как, например, в случае праздников святых покровителей приходов, святилищ, конгрегаций и монашеских институтов и т. д. Необходимые адаптации будут сделаны с необходимой осторожностью, и Папская комиссия "Ecclesia Dei" займется также и этим.

В.: Какие временные рамки Вы предвидите для примирения Общества св. Пия X?

Есть позитивные знаки, ведется непрерывный диалог. Несколько дней назад я снова написал письмо [еп.] Фелле, настоятелю Общества, в ответ на одно из полученных от него посланий. Помимо наших встреч и переписки, мы также общаемся по телефону. Я считаю примирение с Обществом св. Пия X жизнеспособной задачей, поскольку, как мы часто говорим в "Ecclesia Dei", речь идет не о настоящей схизме, а об аномальной ситуации, развившейся в результате "схизматического акта" монс. Лефевра, когда он совершил епископские рукоположения без папского мандата и даже против прямо выраженной воли Папы. Я имею в сердце глубокую веру в то, что с приходом этих братьев в полноту общения Святой Отец сумеет залатать прорехи в ткани Церкви. Остаются еще некоторые разногласия, но так всегда было в истории Церкви.

В.: Но с лефевристами есть также проблема принятия экуменического диалога…

Да, действительно, есть разногласия по толкованию текстов Собора на этот счет и с некоторыми конкретными экуменическими процедурами, но ни один епископ Общества св. Пия X не скажет, что не стремится к единству христиан.

В.: Вернулся ли кто-то из Общества св. Пия X в общение с Римской Церковью после motu proprio?

Да, и есть еще другие, желающие этого. Но я надеюсь, что вернется вся эта группа, я не хочу разделять их. Но если даже один человек придет и скажет, что желает единства с Папой немедленно, он должен быть принят. Motu proprio побудило обращаться к нам и других. Например, 28 марта я получил письмо от одного епископа, не католика, который решил войти в Католическую Церковь вместе с другими епископами и священниками, служащими тридентскую Мессу.

В.: Не вступают ли новые полномочия "Ecclesia Dei" в конфликт со служением епископов?

Папа, обладающий властью над всей Церковью, над каждым верным и над епископами, изложил новые нормы в motu proprio, и Папская комиссия - лишь инструмент на службе Викария Христова, служащий тому, чтобы его решение могло быть претворено в жизнь. "Ecclesia Dei" занимается воплощением motu proprio в братской гармонии, взаимопонимании и сотрудничестве с епископами. Конфликтного отношения из-за motu proprio к пастырям со стороны отдельных лиц, групп или институтов нужно избегать. Разумеется, и пастыри в послушании Папе проявят симпатию к тем верным, кто питает особую любовь к литургической традиции. Я всегда видел эту симпатию у епископов, вступавших с нами в контакт.

В.: Во введении к переизданию "Compendio di Liturgia Pratica" Тримелони Вы пишете, что Комиссия "Ecclesia Dei" приносит Папе пользу потому, что в разнообразии форм богослужения могут воссиять сокровища веры и духовности Невесты Христовой. В чем состоит различие между литургией Иоанна XXIII и литургией, реформированной Павлом VI?

Папа Иоанн охватывал своим стремлением к диалогу Церкви с современным миром также и литургию. Павел VI придал слаженный вид реформам, рожденным из этого желания. Святой Дух, всегда сопровождающий Церковь, вдохновляет в каждый исторический момент необходимые изменения, без насильственного разрыва процесса совершенствования, который Он Сам вдохновляет в ходе истории. Этим motu proprio Бенедикт XVI объединяет богатства двух фаз этого процесса, также исцеляя тем самым тяготы всех, кто считал, что в литургической сфере произошел неприемлемый разрыв.

В.: После переформулирования молитвы Страстной Пятницы говорилось, что в иудео-христианский диалог был отброшен на 40 лет назад. Ожидалась ли такая критика?

Не подобает ли молиться о наших братьях, сынах Авраама? Авраам - отец веры, но лишь в рамках спасительной цепочки ожидания Мессии. И вот Мессия пришел. В Деяниях Апостолов мы читаем о том, как в один день обратилось пять тысяч иудеев. Я не оспариваю молитву Novus Ordo, но я читаю нынешнюю молитву экстраординарного обряда превосходной. И я радостно молюсь об обращении своих близких друзей-иудеев, поскольку искренне верю, что Иисус - Сын Божий и Спаситель всех.

- WDTPRS, 9. 05. 2008

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.