Епископ Фернандо Рифан, возглавляющий Персональную апостольскую администратуру св. Иоанна Марии Вианнея (Бразилия), где традиционная Римская литургия является единственным нормативным обрядом, дал интервью агентству Zenit. Отвечая на вопрос о характерных чертах традиционного чина мессы, он сказал:
- Любовь к эстраординарной форме Римской литургии, предпочтение ее и сохранение могут иметь разные мотивации. Наш нынешний Папа, а в то время - кардинал Йозеф Ратцингер в беседе с чилийскими епископами в Сантьяго 13 июля 1988 года обобщил их так: "Хотя существует большое количество причин, которые могли привести множество верных к обретению прибежища в традиционной литургии, самая важная из них - та, что в ней они находят сохраненным достоинство священного".
Благодаря своему богатству, красоте, возвышенности, благородству и торжественности, благодаря чувству священного и почтению к нему, благодаря ощущению тайны, благодаря большей четкости и строгости - а они обеспечивают бóльшую безопасность и защиту от нарушений, не оставляя места для двусмысленностей, вольностей, самостоятельного творчества, адаптаций, сокращений и манипуляций, о которых сокрушался Папа Иоанн Павел II в своей энциклике "Ecclesia de Eucharistia", - и благодаря тому, что для нас это наилучшее литургическое выражение евхаристических догматов и здравая духовная пища, она одно из сокровищ католической литургии, при помощи которого мы выражаем свою любовь и общность со Святой Церковью. И Святой Престол признает эту нашу приверженность всецело законной.
Может ли древнее чинопоследование мессы занять более важное место в жизни Церкви, хотя и будучи экстраординарной формой, как указано в "Summorum Pontificum"? - спросил корреспондент. - Какие блага это принесет?
- Таково было уже желание Святого Отца Иоанна Павла II, когда он в своем послании motu proprio "Ecclesia Dei adflicta" от 2 июля 1988 г. "Всем тем католикам, которые живо привязаны к некоторым старым литургическим и дисциплинарным формам латинской традиции, желаю выразить мою волю, заключающуюся в облегчении им церковного общения путем принятия решений, имеющих целью гарантировать уважение к их справедливым пожеланиям. […] Кроме того, повсюду надлежит относиться с уважением к чувствам тех, кто чувствует себя связанным с латинской литургической традицией, выражая это через широкое и великодушное применение изданных уже ранее Апостольским Престолом предписаний о пользовании Римским Миссалом согласно типического издания 1962 г."
Это желание усилил и распространил на весь мир Бенедикт XVI своим посланием motu proprio "Summorum Pontificum".
О преимуществах восстановления и распространения в Церкви этой экстраординарной формы Римского обряда нынешний Папа упоминает в своем motu proprio, где пишет, что и при служении мессы согласно миссалу Павла VI это чувство святости, многих привлекающее к древней традиции, могло бы проявляться более ярко. Именно это подчеркнул кардинал Френсис Джордж, архиепископ Чикаго: "Сам Святой Отец некоторое время назад привлек наше внимание к красоте и глубине миссала св. Пия V. […] Литургия 1962 года - утвержденный обряд Католической Церкви и ценный источник литургического понимания для всех других обрядов. Эта литургия принадлежит всей Церкви как проводник Духа, Которому надлежит так же сиять и при служении по 3-му типическому изданию нынешнего Римского миссала" (предисловие к Запискам Международного центра литургических исследований за 2002 год, озаглавленным "Литургия и священное").
Когда в августе 2007 года я участвовал в Оксфордском конгрессе - мероприятии по обучению тому, как служить мессу по экстраординарной форме, где присутствовало больше 60 диоцезальных священников Великобритании, - архиепископ Бирмингема, Винсент Николс, сказал им на торжественной мессе открытия: изучив мессу в древней форме, даже если у себя в приходах вы будет служить по нынешнему обряду Павла VI, вы станете делать это лучше. Думаю, это - одно из благ, к которым Папа стремился в своем motu proprio "Summorum Pontificum".
Какое средство вы бы посоветовали, чтобы избегать рассеянности внимания и почтения к литургии?
- Говоря о нарушениях, последовавших за литургической реформой, во введении к книге монс. Клауса Гамбера "La Réforme Liturgique" (стр. 6 и 8), тогдашний кардинал Йозеф Ратцингер с прискорбием замечал, что литургия выродилась в шоу, устроители которого пытаются с помощью модных элементов сделать религию интересной, и в результате тут же возникает группа литургических "предпринимателей".
Того же мнения придерживался кардинал Эдуард Ганьон [Edouard Gagnon]. "Нельзя проигнорировать тот факт, что [литургическая] реформа дала начало множеству нарушений и привела в определенной степени к исчезновению почтения в отношении священного. Увы, но это обстоятельство приходится признать, и оно извиняет многих их тех, кто отдалился от нашей Церкви и от своих бывших приходских общин, уйдя в направлении "фундаментализма и консерватизма" (интервью с кардиналом Ганьоном, "Zitung - Römisches", ноябрь-декабрь 1993 г., стр. 35).
Думаю, центральный аспект нарушений выделил сам кардинал Ратцингер: была открыта дверь для ложного творчества со стороны целебрантов (интервью в "L'homme Nouveau", октябрь 2001 года).
За этим стоит недостаток серьезной духовности, идея о том, будто, чтобы привлекать людей, необходимо изобретать какие-то новшества. Святая месса привлекательна сама по себе, благодаря своей святости и тайне. В глубине вопроса мы имеем дело с измельчанием веры в евхаристические тайны и попыткой заменить ее нововведениями и творчеством. Когда священник хочет стать главным действующим лицом литургического служения - тогда и начинаются нарушения. Он забывает, что в центре мессы стоит Иисус Христос.
Нынешний секретарь Конгрегации богослужений архиепископ Альберт Малкольм Ранджит говорит: "Святая месса это жертва, дар, тайна, не зависящая от служащего ее священника. Большое, я сказал бы - фундаментальное значение имеет то, что священник отходит на второй план: главное действующее лицо мессы это Христос. Поэтому я не понимаю евхаристических служений, превращающихся в шоу с танцами, песнями и аплодисментами, как, увы, нередко случается в Novus Ordo".
Решение проблемы нарушений имеется в нормах, данных Магистерием, прежде всего - в документе "Redemptionis Sacramentum" от 25 марта 2004 года, который требует, чтобы "каждый делал все, что в его власти, ради того, чтобы Пресвятое Таинство Евхаристии было защищено от любого непочтения или искажения, и чтобы все нарушения тщательным образом исправлялись. Это - серьезнейшая обязанность, лежащая на всех и каждом, и все должны исполнять ее без какого-либо лицеприятия" (п. 183).
Но, как говорит архиепископ Ранджит, "есть множество документов, [направленных против нарушений], которые, к сожалению, остаются мертвыми буквами, забытыми в пыльных библиотеках или даже брошенными в мусорную корзину".
- UVR, 10. 04. 2008