Дорога в Шартр
Справка: Традиционное пешее паломничество Париж-Шартр было популярно еще в XII веке. В наше время его возродили и в этом, 2012 году ему исполнилось ровно 30 лет. Паломничество собирает людей не только с половины Европы - туда приезжают из США, Канады, Бразилии, даже Австралии. Всего в паломничестве принимают участие до 10 тыс. человек. Паломники проходят пешком около 100 километров, организация на очень высоком уровне.
В полшестого утра начинает работать парижское метро. Мы подходим к первому поезду - и уже к шести часам оказываемся у Нотр-Дам де Пари - самого, пожалуй, знаменитого в мире собора. Регистрируемся, получаем знаки паломников - бумажную полосу на запястье, похожую на больничную, грузим рюкзаки в указанный грузовик. Вероник Билло, куратор всех иностранцев, наша почти что мама, бурно и радостно приветствует - россиян не было в шартрском паломничестве уже три года. А мыто как рады! Водружаем на палку российский триколор. Взяли бы и хоругвь со святым покровителем нашей группы, шапитра по-французски, святым Климентом Римским, да нас мало - всего трое, и все трое - женщины. Не утащить нам тяжелую хоругвь долго, по опыту знаю.
Справка: святой равноапостольный Климент Римский был четвертым римским епископом, по преданию, был рукоположен самим апостолом Петром. Был отправлен в ссылку из Рима на каторжные работы, где крестил язычников. Казнен по приказу императора Траяна в море, близ современного Севастополя, в 97 или 101 году от Рождества Христова. Почитается как первый креститель восточных славян и покровитель их. День памяти - 23 ноября.
Торжественная месса в соборе - впервые за не знаю уж сколько лет. Это большое событие - традиционная месса в главном соборе Парижа - главном городе Франции. И вот мы готовы идти: нас строят в нужном порядке, выкрикивая названия шапитров по регионам (более крупным групповым разделам), да и у каждого руководителя шапитра есть распечатка с порядками выхода, названиями и временем стоянок, и другой полезной информацией. Еще нам раздают книжки паломника - там и чин традиционной мессы, и медитации, и гимны, и просто подходящие французские песни.
Паломничество - это путешествие к святыне ради поклонения. Современный туризм произошел от средневековых паломничеств, однако в нем нет поклонения (а если есть, это уже смахивает на идолопоклонство). Веками люди передвигались очень медленно, пешком, или если богат - на лошади. Им хватало времени осмыслить происходящее, а в трудностях пути находить новую надежду. Теперь передвижение на огромные расстояния благодаря современной технике занимает не слишком много времени, и проходит с комфортом, какой люди Средневековья не видели и в дворцах королей.
Пешее паломничество возвращает, во-первых, в другой временной ритм. Мы шли 100 км два с половиной дня. Для сравнения: на поезде то же расстояние покрывается за час. Контраст особенно разителен, когда после паломничества возвращаешься из Шартра в Париж. Это замедление времени позволяет не торопиться так, как это происходит в обычной жизни, позволяет задуматься о главном.
Во-вторых, на время паломничества уровень привычного комфорта снижается. Есть вдоволь воды, есть еда, самая простая. Есть медпомощь. Ночные стоянки - это палаточный лагерь. И оказывается - этого достаточно. И нет пустоты, когда все это уходит - ибо освободившееся место занимают молитвы и размышления. Не нужно ни телевизора, ни Интернета, чтобы обращаться к Богу. Может быть, современный человек слишком боится оставаться наедине с самим собой и одновременно его гнетет ужас быть затерянным в толпе - совместное паломничество дает парадоксальный ответ на оба эти основные страха современности. Но об этом ниже.
Сначала нужно пройти Париж - движемся мы из центра к окраине. Частью по тротуарам идем, но часто - и по проезжей части. Специальные люди - мы прозвали их "пастухами" - идут по бокам колонны паломников. Они одеты в ярко-голубые жилеты и отличаются хорошей физической формой. "Пастухи" следят, чтобы никто из паломников не отстал и не потерялся, в случае необходимости позовут медиков, а когда надо переходить дорогу, то регулируют движение длинными палками с оранжевыми флажками (весь маршрут паломничества согласован с Министерством транспорта Франции и округами, через которые мы проходим). Так и идем, смотря не на светофоры и разметку, а на наших "пастухов", шарахаясь вправо от криков "аадруат!!!", что означает - направо, паломники, помеха слева - кто-то едет.
Медики наши - мальтийский орден, госпитальеры - да, те самые, знакомые с крестовых походов, ныне сменили рыцарско-монашескую одежду на халаты, а коней - на машины "Скорой помощи".
В городе Париже делать остановок нельзя, потому первый привал - за кольцевой, в красивом парке. Раздают яблоки, потому парк так и называем - Яблочным. Вообще с момента регистрации попадаешь в мир, в котором мало о чем надо беспокоиться в земном смысле слова. Только и делов - встать вовремя, выйти и идти до вечера. Не нужно думать, что приготовить на обед или ужин, пойти в гости или не пойти, не нужно думать о работе и деньгах - весь огромный пласт повседневной жизни, суеты и постоянного напряжения на время отодвигается в сторону.Весь быт и повседневность заданы не тобой, не нужно об этом беспокоиться. Даже улицу переходишь не по сигналу светофора, а когда покажут, что можно идти. Это освобождает и время, и главное - силы. Все повседневные мелочи так утомляют потому, что забирают много душевных сил. В паломничестве же беспокоиться не о чем, и можно направить силы и мысли на иное. В четко отлаженной организаторами машине - время выхода, отдыха, мессы - парадоксальным образом освобождается и проявляется высокая потребность человека в служении Богу и ближнему.
Люди вокруг постоянно поют. Молитвы или просто подходящие песни, если устали. Очень много молодежи и скаутов. Когда несколько шапитров скапливаются вместе из-за особенностей местности - может начаться соревнование "кто кого перекричит". Но обычно, в лесу или поле, шапитры ставят так, чтобы между ними было метров 20-30, для того, чтобы не мешать друг другу молится и медитировать. Пение сильно помогает идти - особенно это начинаешь оценивать на второй день пути. А уж на ночной стоянке чего только не услышишь - и сицилийское многоголосие, и ирландские национальные песни про славного короля Бриана Бору, и залихватские скаутские песни французов. Для нас так пока и осталась загадкой подслушанная французская кричалка "Как хорошо в Испании" - неясно, почему бы французам так хорошо в Испании, не наполеоновские войны же они вспоминают, в самом деле.
Поют в основном на национальных языках (российскому человеку с непривычки странно слушать маршевые песни на немецком, потом привыкаешь), только "Радуйся, Мария" - очень часто на латыни. И вот эта мелодия западает надолго - и через недели ловлю себя на том, что повторяю эту молитву про себя на тот мотив, десяток за десятком, при чтении розария...
Почти в каждом шапитре есть священник, а то и несколько. У нас священника нет, и у литовцев, с которыми мы вместе (шапитр святого Казимира) тоже в этот раз не оказалось. Но на второй день паломничества нас буквально захватили ирландцы - шапитр святого Патрика. У них было целых два англоговорящих священника, что для нас, в основном англоговорящих и понимающих, было большой радостью - можно исповедоваться! Да и по характеру ирландцы ближе нам, чем англичане или американцы, хотя, если отстанешь, можно идти с любым шапитром - никто никого не прогоняет, не такие там отношения.
Об отношениях хочется сказать отдельно. Паломникам нечего делить, незачем конкурировать, некому что-то доказывать - мы идем, помогая друг другу. Нужна вода или еда - всегда поделятся, без лишних вопросов, и не делая кислые мины. Это просто и естественно - помогать ближнему. Помочь захромавшему, подбодрить уставшего. Скауты всегда готовы оказать неотложную помощь в перевязке, пока подъезжают медики. Швейцарский шапитр соорудил носилки и нес своего члена несколько километров до привала - с песнями. Не трудно. И нет этого ощущения неловкости, которое часто возникает, когда нужно попросить помощь "в цивильном" мире - как будто бы делаешь что-то нехорошее. Здесь - не так. Просить помощь и оказывать ее - так же естественно, как и дышать, никто даже особенно не задумывается над этим. Организаторам не хватает людей на все работы - паломники с готовностью помогают собирать лагерь после ночной стоянки, и никто не причитает в стиле "ах, ну мы же заплатили полсотни евро, пусть работают те, кто обязан". Братские - вот как можно описать такие отношения. И они ценны так же сейчас, как и две тысячи лет назад. "Любите друг друга так, как Я возлюбил вас".
Люди, все шесть или десять тысяч человек, больше не представляют собой толпу. Толпа - не очень осмысленна, часто разрушительна и страшна, ведома низкими инстинктами более, чем разумом. Человек может быть растоптан и удушен толпой. Но только не здесь. Паломники видят каждого человека, и не просто общаются друг с другом, но и молятся вместе - часто с совершенно незнакомыми людьми. Но регистрационная полоска на руке сообщает, что мы собрались здесь ради общей цели, мы молимся одному Богу и святым, более того - делаем это в одном обряде, понятном хоть в Арктике, хоть в Тасмании. Люди в паломничестве через любовь к Богу начинают любит и друг друга, образуют братское сообщество - отблеск тех отношений, что уготованы нам в Царствие Небесном. Потому - снова парадокс: человек может всегда находится среди людей и не быть одиноким, даже если задумался о своем или молится не совместно, а лично. Но через Бога, общий обряд и общую молитву люди открывают сущность человеческих отношений.
В этом году паломничество жаркое - солнечно, в тени 24-27 градусов, на солнце - и больше тридцати. Организаторы и "пастухи" постоянно напоминают о необходимости пить воду, на всех языках, какие знают. В ирландском шапитре ввели правило - после десятки розария - глоток воды. Все равно случаются тепловые удары - люди по-разному переносят жару. Священники многие поверх черных сутан надели белые камизы - чтобы хоть немного меньше нагреваться. Ирландский священник рассказывает, что во время "мокрого" паломничества, когда постоянно идет дождь и грунтовая дорога превращается в грязное месиво, подол сутаны быстро намокает и пачкается, а вода поднимается до самого воротничка.
В жару не лучше, чем в дождь. И, конечно, проявляются и усиливаются день ото дня обычные проблемы пешеходов - ноги, спина. Устают и ноют мышцы, болят от нагрузки суставы, многие стирают ноги. Страдание - неотъемлемая часть жизненного пути, без страдания нельзя прийти к Богу. Все святые знали это, многие об этом писали. Страдания паломников - относительно легкие, и длятся короткое время, однако в замедленном времени путешествия воспринимаются достаточно остро. Но они очищают.
Пребывая в состоянии постоянного моления, мы попадаем в совершенно иную область существования, о которой до того может только догадывались. Очевидность Божией Любви и Милости становиться жизненным фактом, а телесные надобности, напротив, отодвигаются как бы на задний план. Да, устал, да, что-то болит, да, надо пить и есть - но эти потребности больше не вызывают тревоги, как говорится, "не грузят мозг". Это - не главное. Святой Франциск называл тело "братом ослом". Осел - очень полезная в хозяйстве крестьянина скотина, о ней нужно заботиться. Но не более того. Странно было бы молиться ослу, содержать его в хоромах, а самому спать на соломе.
Так и тело - разумеется, оно нуждается в надлежащем уходе. Но - не более того. А когда оно упрямиться, можно и стегнуть его кнутом воли - даже спортсмены знают это. Теперь и мы точно это знаем - когда кажется, что невозможно сделать и шага, нужно молиться и идти. И - получается пройти еще, а потом - еще...
Последние 7 км до Шартра я шла только по милости Божией и молитв Девы Марии. Говорю это серьезно, как свидетельствующий хоть о небольшом и частном, но все-таки чуде. Потому что физически то, что тогда случилось, было невозможно. Но - что невозможно человекам, возможно Богу. Нужно только искренне попросить, и все будет дано. Абсолютно все, что нужно.
Последняя месса - в соборе Шартской Богоматери. Мы все-таки дошли, с Божьей помощью мы сделали это - раскачали колокола собора во славу Девы и Господа нашего, оторвали сотни серьезных, занятых людей - священников, семинаристов, даже епископа - от их дел и привели сюда, в древний, потемневший от времени собор. Мы растревожили "цивильных" жителей городков по дороге и самого Шартра. Когда мы шли уже по городу, к нам подъехала компания детишек лет 10-14 на велосипедах и стали спрашивать, кто мы такие и что делаем. Мы с готовностью объяснили, что паломники, во славу Божию и Девы Марии и святых идем пешком от Парижа до Шартра. Ребята удивились, и, когда к ним подъехал еще один их приятель и о чем-то громко заговорил, старший мальчик на него шикнул и вполголоса пояснил - не шуми, не мешай этим паломникам молиться. Вообще отношение вокруг было скорее доброжелательным - многие улыбались, желали хорошей дороги. Это очень приятно - видеть, как улыбаются совершенно посторонние люди, может даже и неверующие.
Скоро нам нужно будет вернуться обратно, "в реальный мир". Но обретенный опыт не пройдет даром. Уже невозможно смотреть на мир старыми глазами, ведь та реальность, к которой мы прикоснулись благодаря паломничеству, останется с нами навсегда. С течением времени воспоминания поблекнут, но если трудится, и молиться, то главное - останется. Навсегда. Ведь жизнь - это большое и главное паломничество.
До встречи, Шартр! Мы вернемся через год, если будет так угодно нашему Господу.
Сайт паломничества:
https://nd-chretiente.com
По вопросам русской группы можно обратиться к руководителю шапитра
Ольге Белоконь: pelegrinito.1973@gmail.com
Последнее обновление:
[ Наша месса ] + [ Паломничество ] + [ Св. покровитель ]