Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Oremus pro Nicolao Episcopo. Stet et pascat in fortitudine tua, Domine, in sublimitate nominis tui.

Отец Августин Дзендзель

Священник Августин Дзендзель SDB был ответственным за пастырское и литургическое окормление московских католиков, приверженных экстраординарной (дореформенной) форме Римского обряда, в 2008–2020 гг.

Августин Дзендзель (Augustyn Dziędziel) родился 20 апреля 1935 года в деревне Гожув, относившейся к приходу Бобрек Краковской епархии, под Освенцимом, в семье Рудольфа и Зофьи, урожденной Матий. У него было пять братьев и сестер, двое из которых умерли в детстве.

В детстве он пережил Вторую мировую вой­ну и помнил, среди прочего, воздушный налет немецких самолетов в день начала вторжения и то, как семья бежала от оккупантов, укрывшись в окрестностях Тшебини, а позже вернулась в Гожув. Привычно было ему видеть и работавших на местных полях голодных узников концлагеря Аушвиц, которым взрослые и даже дети, среди которых был и Августин, нескольких лет от роду, пытались помочь едой. Мама Зофья давала Августину узелок с хлебом и учила его, как и где прятать его от капо и эсэсовцев, охранявших заключенных.

В 7 лет Августин начал ходить в школу, где преподавали по немецкой программе для польских учеников (Volksschule mit polnischer Unterrichtssprache): учили там только «письму, чтению и счету до 500», причем в младших классах на это отводилось по 2 часа в день, в старших — по 3 часа. После уроков учеников и их учителей заставляли работать на бауэра, захватившего имение Сапег в Бобреке. Но и в этой школе учителя осмеливались тайно передавать детям знания по запрещенным немцами предметам.

Однако для семилетнего Августина во тьме оккупации забрезжил свет, который повлиял на его жизненный путь. В 1942 году он стал свидетелем примиции — первой Св. Мессы — кс. Юзефа Пиотровского, уроженца Гожува, в костеле Святой Троицы в Бобреке. Глядя на священнослужителя, маленький Августин почувствовал Божий призыв самому стать священником, и эта мысль, это желание больше никогда не покидали его.

После окончания вой­ны путем к осуществлению священнического призвания стало для него поступление в сентябре 1948 года в салезианскую частную школу при Институте святого Иоанна Боско в Освенциме. Год спустя Августин и его родные пережили трагедию неожиданной смерти отца, который отошел ко Господу в возрасте всего 49 лет. Заботу о семье взяли на себя мать и старший брат Станислав. Августин же работал каждые летние каникулы, чтобы заработать деньги на обучение в школе. В 1952 году он получил аттестат о среднем образовании и уже в августе того же года поступил в новициат салезианской конгрегации в Копце под Ченстоховой, по окончании которого, 15 августа 1953 г., принес временные обеты. Три года спустя, 31 мая 1956 г., в своем прошении о принятии бессрочных обетов брат Августин написал: «За три года моих обетов я утвердился в убеждении, что мое призвание действительно исходит от Бога».

Салезианскую формацию и необходимое священнику образование брат Августин Дзендзель завершил, готовясь к рукоположению в главной семинарии Салезианского общества в Кракове и в епархиальной семинарии в Люблине, где 19 апреля 1959 г. и был рукоположен в сан пресвитера епископом Петром Калвой. Интересно отметить, что перед рукоположением о. Августин был вынужден дважды просить о диспенсации — особом разрешении стать священником в возрасте младше положенного по каноническому праву: ему не хватало года до полных 25 лет, а потом еще одного дня до 24-х!

После рукоположения о. Августин вернулся в Краков, где в течение десяти лет до 1969 года служил провинциальным секретарем инспекции салезианской Южной провинции св. Гиацинта. В эти годы он также был редактором салезианского бюллетеня «Nostra» и помогал в пастырской работе в салезианском приходе св. Станислава Костки. В то время, по его словам, он «имел радость помогать попечению о душах в приходе». С 1964 по 1969 гг., выполняя возложенные на него обязанности, он одновременно заочно изучал гражданское право в Ягеллонском университете, где о его священстве не знали. Вспоминая те годы, он говорил: «Передо мной открылась возможность получить высшее образование. Я решил изучать право, потому что прошел суровую школу жизни, которая сделала меня чувствительным к несправедливости и несчастьям других людей, и я хотел своей учебой отстоять свое и чужое счастье». В это время он также служил нотариусом на заключительном этапе процесса беатификации сестры Фаустины Ковальской, проходившем под председательством кардинала Кароля Войтылы.

Затем о. Августин Дзендзель в течение года (1969–1970) служил провинциальным казначеем. В 1970 г. он был назначен инспектором Салезианской провинции Кракова и занимал эту должность до 1976 г. В качестве инспектора он входил в состав конференции верховных настоятелей мужских монашеских орденов в Польше. Конференция избрала его членом совета — своего высшего органа. В этой связи он как представитель монашествующих был назначен работать в двух комиссиях Польской епископской конференции — Комиссии по делам орденов и Комиссии по общему пастырскому попечению.

В своем служении в качестве инспектора он оделял особой любовью и помощью Общество сестер-салезианок, заботился о развитии ассоциаций салезианских сотрудников и бывших учеников. По рекомендации дона Луиджи Риччери он инициировал развитие Института волонтерок дона Боско на польской земле. Благодаря приверженности и формационной работе о. Августина была сформирована группа кандидаток, а затем и волонтерок, что привело к созданию групп в различных регионах Польши, включая Пилу, Скаву, Лодзь, Кельце, Вроцлав. Позже, будучи делегатом старшего ректора салезианцев дона Эгидио Вигано, он перенес идею Института волонтерок дона Боско в страны бывшего СССР — сначала в Литву, а затем в Латвию, Грузию и Россию.

В годы коммунистического режима в Чехии, Словакии и Венгрии он всячески помогал салезианцам, в том числе тем, кто жил, скрываясь от властей; организовывал тайные священнические рукоположения в Польше для подпольных собратьев из Словакии и помогал им устанавливать контакты с генеральным настоятелем.

По истечении инспекторской каденции он занимался душепастырством в салезианском приходе в Скаве. После двух лет пастырской работы (с 1976 по 1978 год) в его жизни наступает новый этап салезианского служения.

В 1978 году старший ректор салезианцев дон Эгидио Вигано назначил о. Августина своим делегатом по делам салезианцев в Польше. Это служение продолжалось 18 лет. Занимая этот пост, он имел возможность познакомиться со многими салезианскими деятелями, церковью и мирянами.

Особенно он ценил свои встречи со Святым Отцом Иоанном Павлом II по разным поводам и визиты к Святому Отцу. Это было время, когда он передавал Папе новости о Церкви, особенно о тайной жизни и деятельности салезианцев в Чехии, Словакии и Венгрии. В 1978 г. о. Августину впервые удалось приехать в СССР на поиски салезианцев, выживших в годы сталинских репрессий и последующих гонений на Церковь. Эта негласная миссия оказалась достаточно успешной. За несколько раз он побывал в Белоруссии, Грузии, Литве, Латвии и Украине, а позднее и в России. С большой осмотрительностью он проводил анимацию призвания и организовывал начальную салезианскую формацию новициев и молодых собратьев.

Согласно данным, собранным салезианскими историками в архивах Института национальной памяти, в коммунистические времена о. Августин много раз попадал в засаду, и ему неоднократно предлагали сотрудничать с органами госбезопасности. Он всегда давал категорический отрицательный ответ. Его личность, столь важная для коммунистических властей благодаря его деятельности в Польше и других странах, оставалась кристально чистой до самого конца!

Деятельность о. Августина Дзендзеля не ограничивалась Восточной Европой. В 1980 г. ему было поручено инициировать и развивать салезианские миссии в Замбии с помощью духовников из польских провинций. В результате этой работы были созданы общины в Замбии, Малави, Зимбабве и Намибии. Четыре года спустя, откликнувшись на очередную просьбу старшего ректора, он начал организовывать салезианские миссии в Уганде, Руанде и Бурунди. Еще одной задачей была подготовка к разделению двух польских провинций на четыре.


…Летом 1991 года назначенный незадолго до этого апостольским администратором европейской части России архиепископ Тадеуш Кондрусевич искал священников для возрождавшихся в стране католических структур. Обратился он и в римскую курию салезианцев с просьбой направить в Москву священника из Беларуси о. Иосифа Заневского SDB, которого хотел бы назначить настоятелем прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Адресатом письма оказался делегат генерального настоятеля общества салезианцев для стран Востока о. Августин Дзендзель…

В том же 1991 году он стал викарным священником московского прихода, не имевшего своего храма — неоготическая церковь начала XX века была закрыта в 1938-м, в здании до сих пор располагались различные светские организации, а богослужения совершались на ступенях или во дворе. Вплоть до 1996 г. отец Августин совмещал приходское служение с должностью делегата, а по истечении третьей шестилетней каденции попросил о назначении в созданную не в последнюю очередь его руками провинцию, охватывающую Россию, Украину, Беларусь и Грузию. В ней он в разные годы был секретарем и викарием, занимался развитием салезианской работы и различных общин салезианской семьи (VDB, FMA, SSW), но больше всего запомнился католикам Москвы как исповедник: «Я полдня провожу в конфессионале, я слушаю людей, — говорил он в одном из интервью. — Читаю розарий, когда их жду». Кроме того, о. Августин совершал Мессу на нескольких языках: английском, русском, итальянском, латинском, а в первые недели своего служения — и на корейском.


  • о. Августин Дзендзель SDB: «Самая большая радость — быть полезным» (интервью газете «Свет Евангелия»).

  • Наконец, декретом архиепископа Павла Пецци от 8 апреля 2008 года отец Августин Дзендзель SDB был назначен ответственным за пастырское и литургическое окормление московских католиков, приверженных экстраординарной (дореформенной) форме Римского обряда, и снова стал служить по чину, в котором и для которого когда то был рукоположен. Святые Мессы по нормам motu proprio «Summorum Pontificum» совершались сначала раз в месяц, потом дважды, а с начала 2012 г. — во все воскресенья и главные праздники года.


    Весной-летом 2020 г., когда храмы были закрыты для прихожан из-за санитарных ограничений в связи с эпидемиологической ситуацией, отец Августин служил Св. Мессы согласно традиционному обряду в часовне курии, и они транслировались в прямом эфире через интернет. Затем ему, как и всем священникам старше 65 лет, не разрешалось совершать богослужения с народом во избежание заражения коронавирусом. В конце ноября он был госпитализирован с двусторонней пневмонией. К сожалению, после выписки из больницы отец Августин Дзендзель уже не смог вернуться к пастырскому окормлению нашей общины. Ему на смену пришел отец Антонио Серрано Готарредона, член прелатуры «Opus Dei».


    По достижении 85 лет о. Августин был освобожден от приходских обязанностей и поселился в Москве в салезианском детском приюте. В мае 2023 года, когда его здоровье стало еще хуже, он принял решение вернуться в Польшу и с 1 июня 2023 г. жил при высшей семинарии салезианцев в Кракове на ул. Тынецкой, 39. «Здесь, в общине семинарии, — пишут о нем собратья, — он продолжал свидетельствовать о салезианской жизни молитвой, добротой и улыбкой. Хотя его силы не позволяли ему это делать, он продолжал просить, чтобы ему поручили какое-нибудь дело».


    Наш отец Августин Дзендзель скончался в Кракове 14 января 2025 года в Час милосердия (15:40), на 90-м году жизни и 66-м году священства. Он похоронен в салезианской усыпальнице на Раковицком кладбище.

    Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.