Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Deus, qui inter summos Sacerdotes famulum tuum Benedictum ineffabili tua dispositione connumerari voluisti: praesta, quaesumus; ut, qui unigeniti Filii tui vices in terris gerebat, sanctorum tuorum Pontificum consortio perpetuo aggregetur. Per eundem Dominum.
Все новости

 

Заявление относительно совершения Святых Месс в папской базилике св. Петра

12 марта 2021 г. Первый отдел (общие дела) Госсекретариата Папы Франциска опубликовал документ, содержащий определенные предписания относительно служения Святых Месс в папской базилике св. Петра в Ватикане. Документ адресован чрезвычайному комиссару Фабрики св. Петра (Commissario Straordinario della Fabbrica di San Pietro), канонического института, ответственного за попечение о папской базилике; к каноникам Ватиканского капитула (Canonici del Capitolo Vaticano) и в службу литургических служений (Servizio Celebrazioni liturgiche della Basilica). Как форма, так и содержание документа справедливо вызывают глубокое беспокойство верующих и, прежде всего, священников. Беспокойство это касается не только базилики св. Петра, но и всей вселенской Церкви, поскольку базилика св. Петра особым образом является духовным домом для всех католиков и, как таковая, должна служить образцом литургической дисциплины для поместных Церквей.

В том, что касается формы документа, поводов для беспокойства несколько.

1. Это документ Первого отдела Госсекретариата без подписи, без протокольного номера, регулирующий притом самый священный аспект жизни Церкви — служение Святых Месс. На нем имеется печать Первого отдела и инициалы. Хотя этот документ представляется подлинным, то есть не поддельным, он не выглядит как документ, содержащий имеющие законную силу указания относительно священной литургии.

2. Госсекретариат не имеет компетенции в сфере литургической дисциплины Церкви и, в частности, в вопросах литургического порядка в базилике св. Петра в Ватикане. Можно справедливо задаться вопросом: в силу каких полномочий Госсекретариат выдает директивы, противоречащие дисциплине вселенской Церкви? Следующий вопрос — в результате какого именно процесса родился настолько аномальный документ?

3. Учитывая отсутствие у Госсекретариата компетенции в данном отношении, верные имеют право знать, какая компетентная власть предоставила Госсекретариату полномочия распоряжаться Священной Литургией, а именно — выдавать директивы относительно служения Святых Месс в папской базилике св. Петра.

4. У папской базилики св. Петра в Ватикане на данный момент имеется свой кардинал-архипресвитер, но документ адресован не ему. Также не упоминается его ответственность за литургический порядок в базилике, вверенной его опеке.

Содержание документа также является источником глубокого беспокойства.

1. Документ подразумевает, что Святые Мессы в базилике св. Петра на сегодняшний день совершаются в атмосфере, которой в некоторой мере не хватает сосредоточенности и изысканности (di raccoglimento e di decoro). По моему опыту это определенно не так. Я знаю многих священников как проживающих в Риме, так и посещающих его, которые служили или регулярно служат Святые Мессы в базилике св. Петра. Делясь со мной глубокой благодарностью за возможность отслужить Святую Мессу в базилике, они не упоминали такого, чтобы атмосфере, в которой они это делали, в чем-либо не хватало благоговейности, сосредоточенности и достоинства, подобающих Таинству Таинств.

2. Документ навязывает священникам, желающим совершить Святую Мессу в базилике св. Петра, концелебрацию (сослужение), что противоречит закону вселенской Церкви, и устанавливает несправедливые условия для первейшей из обязанностей священника — ежедневного служения Святой Мессы ради спасения мира (кан. 902). В каком еще храме, кроме базилики св. Петра, священник больше хотел бы отслужить Святую Мессу, являющуюся самым совершенным и полным способом осуществления его священнической миссии? Если некий священник хочет отслужить Святую Мессу в базилике, то после того, как эти директивы вступят в силу, он будет принужден к концелебрации в нарушение его права служить Мессу индивидуальным образом.

3. В отношении индивидуальных служений Святой Мессы нужно отметить, что это вопрос не только прав священника, но и великого духовного плода для всей Церкви, поскольку бесконечные достоинства святейшего жертвоприношения Мессы еще обильнее и шире прилагаются тем образом, который соответствует нашей конечной и ограниченной временем природе. Здесь полезно вспомнить учение Тридентского Собора касательно ситуации, когда священник служит Святую Мессу, во время которой ни один из верных не приступает к Причастию. Об участии верных в Святой Мессе Собор учит: «Воистину священный Собор предпочел бы, чтобы на каждой Мессе присутствующие верные причащались не только духовным расположением, но также и та́инственным принятием Евхаристии, чтобы в них щедрее произрастали плоды этого святейшего жертвоприношения». Далее же он заявляет: «Если, однако, не всегда бывает так, Собор не осуждает из-за этого как частные и незаконные [кан. 8] те Мессы, на которых только священник та́инственно причащается, но одобряет и даже рекомендует их, причем эти Мессы воистину должны считаться публичными — отчасти потому, что на них народ причащается духовно; отчасти же потому, что служатся публичным служителем Церкви не только за себя, но за всех верных, принадлежащих к Телу Христову». (Сессия XXII, гл. 6). Стоит также отметить, что священник никогда не совершает Мессу один, даже если физически никто не присутствует, потому что при каждом совершении Мессы присутствуют ангелы и святые (кан. 904).

4. В отношении экстраординарной формы Римского обряда, которую документ неправильно называет «экстраординарным обрядом», в нем упоминаются «священники, имеющие разрешение», — но ни одному священнику, если он не находится под запретом, не требуется разрешения служить Святую Мессу согласно экстраординарной форме Римского обряда (motu proprio «Summorum Pontificum», ст. 2). Более того, документ ограничивает служение Святых Месс согласно экстраординарной форме, или usus antiquior, Римского обряда в папской базилике св. Петра, одной только Климентовой часовней и четырьмя фиксированными моментами в течение дня. Предполагается, следовательно, что за день в базилике св. Петра смогут отслужить Святую Мессу согласно usus antiquior только четыре священника? Поскольку закон вселенской Церкви позволяет священнику в подобных обстоятельствах служить как в ординарной форме (usus recentior), так и в экстраординарной (usus antiquior), данная директива прямо нарушает закон вселенской Церкви.

5. Документ устанавливает также, что концелебрируемые Мессы в сослужении должны быть «литургически оживлены» (siano animate liturgicamente) служением чтецов и канторов. Хотя литургическая дисциплина Церкви действительно включает в себя служения чтецов и канторов, но оживлять святую литургию — не их задача. Один только Христос, в Чьем лице действует священник, оживляет святую литургию. Поэтому не следует считать, будто индивидуальное служение Святой Мессы является каким-то образом менее оживленным, в истинном духовном смысле слова, чем концелебруемая Месса.

6. Во имя католической веры и во имя доброго порядка в священной литургии, высшем и совершеннейшем выражении жизни Церкви во Христе, вышеупомянутый документ должен быть отозван немедленно, то есть еще до своего запланированного вступления в силу 22 марта сего года. Кроме того, логику, стоящую за этим документом, надо исправить, а верным — разъяснить дисциплину вселенской Церкви и стоящее за нею литургическое учение.

Наконец, дисциплина Церкви признает за верными право и даже обязанность уведомлять своих пастырей о своей обеспокоенности относительно дел, касающихся блага всей Церкви, а также извещать об этой обеспокоенности всех верных христиан (кан. 212 пар. 3). Учитывая серьезность ситуации, которую проявляет вышеупомянутый документ, я надеюсь, что многие верные христиане, для которых базилика святого Петра особым образом стала церковью-матерью, и особенно — многочисленные священники по всему миру сообщат Папе Франциску и в его Госсекретариат о своих решительных возражениях против данного документа.

Кардинал Рэймонд Лео Бёрк
Рим, 13 марта 2021 г.

- Оригинал на английском языке, 13. 03. 2021

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.