Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Omnipotens sempiterne Deus, miserere famulo tuo Pontifici nostro Francisco, et dirige eum secundum tuam clementiam in viam salutis aeternae: ut, te donante, tibi placita cupiat et tota virtute perficiat.
Все новости

 

Пресс-релиз Международной федерации Una Voce: новые префации и новые святые

26 марта 2020 г.

 

Вчера Конгрегация вероучения, исполняющая ныне функции Папской комиссии "Ecclesia Dei", выпустила два декрета, из которых один ("Quo magis") посвящен добавлению в Миссал 1962 г. префаций, а другой ("Cum Sanctissima") - возможности совершать Мессы в честь святых, канонизированных после 1962 г.

По обоим этим вопросам к Федерации обращались за советом, и мы хотим поблагодарить Конгрегацию вероучения за то, что при разработке данных декретов были учтены мнения наших членов.

В частности, Федерация приветствует возможность литургического воспоминания святых, канонизированных после 1962 г., без излишнего нарушения санкторального цикла в том виде, в каком он до нас дошел. Тем не менее, мы хотели бы выразить свое беспокойство по ряду аспектов.

Касательно префаций мы обращаем внимание на то, что в представляющей декрет записке поясняется: три из семи новоразрешенных префаций принадлежат к "неогалликанской" традиции (ведут свое происхождение из Франции XVIII в.), а остальные четыре используются в ординарной форме, хотя и не были сочинены для реформированной Мессы с чистого листа: "их центральный раздел, известный как "эмболизм", фигурирует в древних литургических источниках".

Сказанное предполагает, что эти древние префации были адаптированы к использованию в ординарной форме - а это процесс, который мало соответствует духу экстраординарной формы. Если ценность данных префаций состоит в их древности, тогда неясно, что приобретается путем использования их в экстраординарной форме в редакции, предназначенной для того, чтобы приспособить их к тематике и предпочтениям ординарной формы.

Кроме того, мы хотели бы призвать священников, служащих в экстраординарной форме, помнить о великой древности, богословской важности и центральной роли для Римской литургической традиции, которую имеют префация воскресенья Троицы и Общая префация, употребление которых станет не столь частым в случае, если будут систематически использоваться новые необязательные префации. Две этих префации до сих пор занимали столь центральное место при служении древней Мессы, что низвести их до уровня всего лишь опциональных вариантов среди прочих стало бы фундаментальным изменением баланса текстов и богословских идей, которые Миссал представляет верным в течение года.

Касательно святых мы обратили внимание на список тех дней святых III кл., празднование которых остается обязательным. Мы признаём то, что создание возможности празднования новых святых требует каким-то образом обеспечить им место [в календаре], и приветствуем предложенный для этого метод. Однако сам состав списка вызывает у нас некоторые оговорки.

С особым огорчением мы отмечаем, что единственные святые мужчины-миряне в списке - это свв. Косма и Дамиан; представляется, что это - упущение, нуждающееся в исправлении, особенно учитывая то, что в исключенную категорию вошли мужи, сыгравшие ключевую роль в развитии своих стран: св. Людовик Французский, св. Стефан Венгерский, св. Генрих - император Германии, св. Эдуард Исповедник Английский и св. Вячеслав Богемский, выдающиеся примеры призвания мирян "пронизывать и совершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом" [Декрет II Ватиканского Собора об апостольстве мирян "Apostolicam actuositatem", 5].

Также полностью отсутствуют женщины - основательницы орденов монашествующих, такие как св. Анджела Меричи, св. Юлиана Фальконери и св. Иоанна Франциска де Шанталь.

Хотя мы рады видеть в списке двух вдов - св. Монику и св. Франциску Римскую, в целом может показаться, что неклерикальные призвания к деятельной или монашеской жизни, обильно представленные в древнем календаре святых, были отложены как имеющие лишь второстепенное значение.

Другая плохо представленная в списке категория - это учителя Церкви. Исключены некоторые из них, имеющие высочайшую значимость: св. Исидор, св. Иоанн Дамаскин, св. Беда и св. Ириней.

Несбалансированность, представленная списком обязательных святых, была, по-видимому, унаследована им от списка неопциональных воспоминаний цикла святых ординарной формы, который он сильно напоминает. Нельзя позволить, чтобы отсутствие интереса к мирянскому призванию и к учителям Церкви, проявленное реформаторами 1960-х, нарушало представление великого наследия святых, которым обладает Церковь, при служении согласно экстраординарной форме в наши дни.

Мы хотели бы призвать служащих согласно экстраординарной форме священников, выбирая, когда им пользоваться возможностью служить в честь недавно канонизированных святых, тщательно учитывать баланс между категориями святых, важность поддержания связи с давним прошлым, представленным самыми древними святынями, и ценность девоциональных марианских праздников, которые теперь тоже сделаны необязательными, таких как день Лурдской Божией Матери и Введение Богородицы во Храм.

Чтобы показать, какие праздники мы считаем особо достойными сохранения, приводим следующий неполный список.

 

14.01: св. Иларий Пиктавийский

10.02: св. Схоластика

11.02: Явление Пресвятой Девы Марии (Лурдское)

17.03: св. Патрик

18.03: св. Кирилл Иерусалимский

27.03: св. Иоанн Дамаскин

4.04: св. Исидор

27.05: св. Беда

3.07: св. Ириней

15.07: св. Генрих, император

25.08: св. Людовик, король

30.08: св. Роза Лимская

2.09: св. Стефан, король

28.09: св. Вячеслав, князь и мученик

8.10: св. Бригитта, вдова

13.10: св. Эдуард, король

24.10: св. Рафаил Архангел

15.11: св. Альберт Великий

21.11: Введение Богородицы во Храм

25.11: св. Екатерина Александрийская

 

оригинал на английском языке (.pdf)

- UVR, 30. 03. 2020

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.