Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.
Анатолий Чистов. (c) Фото из архива Una Voce Russia.
R.I.P.
Анатолий Чистов
30.VIII.1970 † 23.VII.2012
магистр истории Гейдельбергского университета, работник прихода Непорочного Зачатия в Москве, член Una Voce Russia с 2005 г.
 In paradisum deducant te Angeli; in tuo adventu suscipiant te martyres, et perducant te in civitatem sanctam Jerusalem. Chorus angelorum te suscipiat, et cum Lazaro quondam paupere aeternam habeas requiem.
Все новости

 

30 апреля 2019 года группа католических ученых и священников направила открытое письмо епископам Католической Церкви с целью обвинить Папу Франциска в "каноническом правонарушения ереси" и попросить епископов принять необходимые меры в ситуации Папы-еретика. Среди подписантов письма находятся такие всемирно признанные богословы, как о. Эйдан Николс ОР. На момент написания этой статьи (3 мая 2019 г.) обращение подписал уже 51 представитель католической интеллигенции и духовенства.

Что это за письмо?

Авторы называют свое открытое письмо третьим шагом в ряду мер, предпринятых против ошибочного учения Папы Франциска. Первым шагом было приватное письмо, направленное в 2016 году кардиналам и восточным католическим патриархам. В нем перечислялись еретические и существенно ошибочные утверждения, допущенные в Апостольском обращении "Amoris laetitia".

В следующем году, когда Папа Франциск продолжил распространять те же ошибки, группа из 40 человек направила Папе "сыновнее исправление". Подписавшие это письмо, однако, не стремились выносить суждение о том, осознаёт ли Папа Франциск, что его документы, слова и поступки способствуют распространению ересей.

Настоящее же письмо является следующим шагом и имеет целью удостоверить, что Папа Франциск "виновен в преступлении ереси". Авторы уточняют, что используют термин "ересь" в узком теологическом смысле, называя им такую ситуацию, когда "католик сознательно и упорно отрицает то, о чём, как он знает, Церковь учит как об открытой Богом истине". По мнению авторов письма, некоторые поступки Папы Франциска систематически свидетельствуют о оспаривании им истин, связанных с учением Церкви о браке, сексуальной жизни, моральном законе, милосердии и прощении грехов.

О каких ересях идет речь?

Открытое письмо перечисляет семь утверждений, противоречащих Богооткровенной истине. Авторы полагают, что Франциск придерживается данных заблуждений, и что он демонстрирует это публично и постоянно. Большинство этих утверждений почерпнуто из "Amoris laetitia". Среди них, например, есть такие:

IV. Совесть может подлинно и справедливо полагать, что сексуальные отношения между лицами, заключивших между собой гражданский союз, хотя одна или обе из них находятся в та́инственном браке с другим лицом, иногда могут быть морально правильными, или Бог может просить о них или даже их требовать.

VI. Моральные принципы и нравственные истины, которые содержатся в Откровении и естественном праве, не включают в себя негативных запретов, которые абсолютно исключали бы определенные виды действий в силу того, что эти действия всегда являются серьезно незаконными в силу своего объекта.

Есть в этом перечне и одно утверждение, связанное с декларацией, недавно подписанной с представителями исламской религии в Абу-Даби:

VII. Бог не только допускает, но и положительно желает плюрализма и разнообразия религий, как христианских, так и нехристианских.

Каждый такой пункт открытого письма сопровождается набором утверждений из Священного Писания и учительских документов, при помощи которых можно продемонстрировать, что эти заблуждения противоречат истине Откровения.

Какие доказательства?

Авторы не скрывают, что столь серьезное обвинение должно быть подкреплено основательной аргументацией. В частности, необходимы аргументы, показывающие, что Папа знает о том, что своими действиями и халатностью распространяет ереси, и упорствует в этом. В качестве свидетельства об этом они приводят публичные утверждения Франциска, в которых он отрицает упомянутые истины веры. Это, прежде всего, подозрительные высказывания в самом обращении "Amoris laetitia", а также переписка с епископами Аргентины, которых Франциск похвалил за правильную интерпретацию обращении, тогда как та же интерпретация допускает лиц в повторном "браке" до Святого Причастия.

Также в письме приводятся фрагменты похвальных высказываний Папы в адрес Лютера и его учения о оправдании и отрывок из декларации, подписанной в Абу-Даби.

Отдельным разделом авторы открытого письма приводят поступки Папы, свидетельствующие о поддержке тех или иных ересей. В частности, перечисляются факты благоприятствования неортодоксальным представителям духовенства, их продвижение на ключевые позиции и введение в коллегию кардиналов. Авторы демонстрируют также то, что Франциск должен был быть знаком с соответствующими пунктами католического учения, так как он прошел курс богословия, получил степени лиценциата, преподавал теологию, работал ректором, а во время его священнического и епископского служения вышли соответственно обращение "Familiaris consortio" и энциклика "Veritatis splendor", которые он цитировал в своих работах и делал о них доклады на научных конференциях, осуждающих некоторые из приведенных в письме еретических утверждений. В подтверждение того, что Папа знает о проблемности своего поведения, авторы упоминают и прежние попытки исправления, предпринятые во время понтификата Франциска.

В чём мотивация?

Подписанты письма утверждают, что предпринимают эту меру как "последнее средство ответить на накопление ущерба, которую на протяжении нескольких лет вызвали слова и действия Папы Франциска, что привело к одному из худших кризисов в истории Католической Церкви". По их мнению, в нынешних обстоятельствах недостаточно просто обучать вере абстрактным способом или в общих терминах осуждать "замешательство" в Церкви.

Имеют ли право миряне и священники осудить Папу в ереси?

Не имеют. Согласно старинным каноническим принципам, апостольский престол никем не судится ("prima sedes a nemine iudicatur"). Авторы признают, что не имеют власти вынести такое суждение, чтобы это привело к реальным каноническим последствиям. Поэтому они обращаются за помощью к епископам, которых называют заместителями Христа в пределах своей юрисдикции (а не заместителями Папы), и просят исправить Папу Франциска, потому что, по их мнению, не существует сомнения, что он распространяет еретические мнения, а значит, существует причина серьезно воспринять выдвинутые обвинения.

Кто эти люди?

Наиболее знаменитые ученые среди подписчиков - это о. Эйдан Николс ОР, всемирно признанный доминиканского богослов, и профессор Джон Рист, специалист по классической философии и истории богословия, бывший профессор многих университетов, в том числе римского университета "Augustinianum".

Документ был опубликован на английском, голландском, испанском, итальянском, немецком и французском языках. Это произошло в день, когда в традиционном римском календаре отмечается праздник св. Екатерины Сиенской - святой, которая в свое время делала замечания нескольким Папой. Краткое содержание на английском языке доступно здесь. На сайте LifeSiteNews идет обновление списка подписантов.

- Te igitur, 4. 05. 2019

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXX. Главный программист: Алексей Колчин.