Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Deus, qui inter summos Sacerdotes famulum tuum Benedictum ineffabili tua dispositione connumerari voluisti: praesta, quaesumus; ut, qui unigeniti Filii tui vices in terris gerebat, sanctorum tuorum Pontificum consortio perpetuo aggregetur. Per eundem Dominum.
Все новости

 

Дар Богосыновства

Христианская вера: единственная истинная и единственная Богожеланная религия

Истина о Богосыновстве во Христе, сверхъестественном по сути, представляет средоточие всего Божественного Откровения. Богосыновство во Христе — всегда безвозмездный дар благодати, превосходнейший дар Божий людям. Богосыновство, однако, может быть достигнуто лишь через личную веру во Христа и принятие крещения, как этому учит Сам Господь: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин 3, 5-7).

В прошлые десятилетия довольно часто можно было слышать, даже из уст представителей церковной иерархии, высказывания о теории «анонимных христиан». Эта теория утверждает следующее: Миссия Церкви в мире, в конечном счёте, состоит в том, чтобы все люди осознали, что они уже обладают лично спасением во Христе и, тем самым, Богосыновством, так как, согласно этой теории, каждый человек уже несознательно обладает Богосыновством в глубине своей личности. Такая теория, безусловно, противоречит Божественному Откровению, которому учили Христос, Его Апостолы и Церковь на протяжении двух тысячелетий, всегда неизменно и без тени сомнения.

Эрик Петерсон, известный конвертит и экзегет, уже много лет назад (в 1933 году) в своей публикации «Церковь из иудеев и язычников» предостерегал от опасности подобных теорий, когда говорил, что христианство («быть христианином») не может быть сведено до естественного (природного) измерения, в котором плоды совершённого Иисусом Христом искупления принадлежали бы как наследство якобы всем, то есть каждому человеку, на одном лишь основании, что он имеет совместную человеческую природу с вочеловечившимся Словом Божьим. Однако, Богосыновство не является автоматическим, гарантированным принадлежностью к человеческому роду. Против истины Божественного Откровения, отчётливо высказанной в первой Заповеди Декалога, восстают те, которые утверждают, что разнообразие религий есть воля Божия.

Святой Афанасий (ср. Oratio contra Arianos II, 59) оставил нам простое и одновременно меткое пояснение отличия между естественным состоянием человека, как творения Божьего, и славой Богосыновства во Христе. Святой Афанасий исходит из слов святого Евангелия от Иоанна, которое гласит: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть стать чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1, 12-13). Иоанн потому использует выражение «стать», дабы сказать, что люди не по природе, но по усыновлению становятся чадами Божьими. В том мы видим любовь Божию, что тем, чьим Творцом Он является, Он становится позже, по благодати, и Отцом. Им Он становится, когда, как говорит апостол, люди принимают в свои сердца Духа вочеловечившегося Сына, взывающего: «Авва, Отче!».

Как сотворённые естества, люди не могут стать чадами Божьими никаким иным образом, кроме как принятием в себя Духа сущностного и истинного Сына Божьего, посредством веры и крещения. Именно для этой цели Слово стало Плотью, чтобы сделать людей способными к усыновлению и участию в Божественной природе. Следовательно, Бог по природе не является в собственном смысле Отцом всех людей. Только еcли кто-то сознательно принимает Христа и крестится, он способен в истине воззвать: «Авва, Отче!» (Рим 8, 15; Гал 4, 6).

От начала Церкви, как свидетельствует Тертуллиан, говорится: «Христианином не рождаются, христианином становятся» (Apol., 18, 5). И святой Киприан формулирует эту истину предельно ясно: «Не может иметь Бога Отцом тот, кто не имеет Церковь Матерью» (De unit., 6).

Насущная задача Церкви в наше время состоит в том, чтобы заботиться об изменении духовного климата и о духовной миграции, а именно — чтобы климат неверия в Иисуса Христа, климат отвержения царственности Христа изменился на климат прямой веры в Иисуса Христа, принятия Его царственности, и дабы люди из нищеты духовного рабства неверия и греха мигрировали к счастью Богосыновства и жизни в состоянии освящающей благодати. Это те мигранты, о которых мы должны заботиться в первую очередь.

Христианство — единственная Богожеланная религия — никогда не может быть поставлена в качестве дополнения в ряд с другими религиями. По воле Христа, вера в Него и Его Божественное учение должна быть во всех отношениях заменить другие религии, однако не насилием, а любвеобильным убеждением, как говорит гимн Утрени в Торжество Христа Царя: «Не мечом, насильем и страхом подчинил Он Себе народы, но, вознесённый на Древе Крестном, притянул Он любовью всё к Себе» («Non Ille regna cladibus, non vi metuque subdidit: alto levatus stipite, amore traxit omnia»).

Есть лишь один путь к Богу, и это — Иисус Христос, ибо Он Сам говорит: «Я есмь путь» (Ин 14, 6). Есть лишь одна единственная истина, и это — Иисус Христос, ибо Он Сам говорит: «Я есмь истина» (Ин 14, 6). Есть лишь одна единственная истинная сверхъестественная жизнь души, и это — Иисус Христос, ибо Он говорит: «Я есмь жизнь» (Ин 14, 6).

Вочеловечившийся Сын Божий учит о том, что не может быть никакой иной истинной Богоугодной религии кроме веры в Него: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9). Бог повелел всем людям без исключения, слушать Его Сына: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте (Мк 9, 7). Бог не сказал: «Вы можете слушать Моего Сына или также других основателей религий, потому что Я хочу, чтобы были разные религии». Бог запретил признавать законность других религий: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20, 3), и: «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами?» (2 Кор 6, 14-16). Если бы другие религии также соответствовали воле Божьей, то не было бы Божьего осуждения религии золотого тельца во времена Моисея (Исх. 32, 4-3), и тогда христиане сегодня могли бы безнаказанно следовать религии нового золотого тельца, ибо все религии были бы, согласно этой теории, также Богоугодными путями.

Бог дал апостолам и через них и Церкви на все времена торжественное поручение наставлять людей всех народов и религий в одной единственной, истинной вере, учить их соблюдать Его Божественные Заповеди и крестить их (ср. Мф 28, 19-20). От начала проповедей первых апостолов и первого Папы святого апостола Петра, Церковь постоянно возвещала о том, что нет никакого иного Имени, что значит, никакой иной веры под Небесами, через которое люди могли бы быть спасены, кроме Имени и веры в Иисуса Христа (ср. Деян. 4, 12).

Словами святого Августина Церковь учила во все времена: «Христианская религия представляет собой всеобщий путь к душевному спасению; так как ни в одной религии, кроме этой, его получить нельзя. Это, так сказать, путь царский, который один ведет к тому царству, что не на временной поверхности колеблется, а утверждено на незыблемом основании вечности» (О Граде Божьем, 10, 32, 1). Следующие слова великого Папы Льва XIII свидетельствуют о том же неизменном во все времена вероучении: «Точка зрения, согласно которой нет различий между разнообразными религиями, ведёт к упадку всякой религии, особенно же католической, которая среди остальных единственно истинная, и по праву не может быть поставлена вровень с остальными» (Энциклика «Humanum genus», n. 16).

В наше время Конгрегация вероучения представила, по сути, то же учение в документе «Господь Иисус» («Dominus Iesus», 6 августа 2000 г.), значимые высказывания из которого приводятся ниже: «С богословской верой, означающей принятие Истины, открытой Триединым Богом, нередко отождествляют верования иных религий, представляющих собой духовный опыт, обретаемый в поиске абсолютной истины, но лишенный согласия с Богом, Открывающим Себя Самого. Это одна из причин, по которым стремятся приуменьшать, а иногда и совершенно упразднять различия между христианством и другими религиями» (7). «Таким образом, предположения о том, что существует спасительное действие Бога вне единственного посредничества Христа, противоречит христианскому и католическому вероучению» (14). «Нередко считается, что богословие должно избегать использования терминов “единственность”, “вселенскость” и “абсолютность”, создающих впечатление излишнего преувеличения значения и ценности спасения, совершенного Иисусом Христом при сравнении его с другими религиями. Тем не менее, в действительности этот терминологический ряд точно передает смысл Откровения» (15). «Противоречит католической вере представление о Церкви лишь как об одном из путей спасения среди тех, что указываются разными религиями, якобы дополняющими Церковь или равнозначными ей, даже если считается, что они схожи с Церковью по отношению к эсхатологии Царствия Божия» (21). «Эта истина веры абсолютно исключает безразличное отношение, “характеризующееся религиозным релятивизмом, основывающимся на мнении, что «все верования хороши»” (Иоанн Павел II, Энциклика «Redemptoris missio», n. 36)» (22).

Апостолы и неисчислимые мученики всех времён, прежде всего, первых трёх веков, избежали бы мученичества, если бы сказали: «Языческая религия и её культ есть путь, также соответствующий воле Божьей». Не было бы, к примеру, христианской Франции, «старшей дочери Церкви», если бы святой Ремигий сказал франкскому королю Хлодвигу: «Не пренебрегай твоей языческой верой, которую ты почитал доныне, почитай сейчас также и Христа, Которого ты гнал доныне». Святой епископ Ремигий в действительности же сказал, хотя и в несколько грубой форме: «Почитай то, что ты жёг доныне, и сожги то, что ты почитал доныне!».

Истинное вселенское братство существует только во Христе, а именно между крещёнными. Полная слава Богосыновства будет достигнута лишь в блаженном лицезрении Бога на Небесах, как учит Святое Писание: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (Ин 3, 1-2).

Никакой авторитет на земле — даже наивысший церковный авторитет — не имеет права освобождать людей иных религий от прямой веры в Иисуса Христа, как воплотившегося Сына Божьего и единственного Искупителя людей, с заверением, что различные религии как таковые желаемы Самим Богом. Неизгладимы — ибо написаны перстом Божьим и предельно прозрачны в своём значении — остаются, напротив, слова Сына Божьего: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин 3, 18).

Эта истина доныне была действительной во всех поколения христиан, и останется таковой до конца времён, несмотря на то, что некоторые люди в Церкви нашего столь непостоянного, трусливого, показного и конформистского времени искажают её в противоречащем её ясной формулировке смысле, и это искажение при том продаётся как преемственность в развитии учения.

За пределами христианской веры никакая иная религия не может быть истинным и Богоугодным путём, ибо сия есть отчётливая воля Божья, чтобы все люди уверовали в Его Сына: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» (Ин 6, 40). За пределами христианской веры никакая иная религия не способна передать истинную сверхъестественную жизнь; «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17, 3).

 

8 февраля 2019 г.

 

+Атаназиус Шнайдер,

епископ-помощник Архиепархии Пресвятой Девы Марии в Астане

 

Перевод: Денис Гусаков. Публикуется в авторской редакции

- UVR, 16. 02. 2019

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.