Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Gregem tuum, Pastor aeterne, placatus intende: et per beatum Clementem Martyrem tuum atque Summum Pontificem, perpetua protectione custodi ; quem totius Ecclesiae praestitisti esse pastorem.
Sancte Clemens, patrone Associationis Una Voce Russia, ora pro nobis!
Все новости

 

Исповедание неизменных истин о сакраментальном (та́инственном) браке

После опубликования апостольского увещевания "Amoris laetitia" (2016) различные епископы на местном, региональном и национальном уровне издали практические нормы касательно сакраментальной (та́инственной) дисциплины тех верных, называемых "разведёнными и второбрачными", которые при живом супруге, с которым они связаны та́инственными узами брака, всё же начали постоянную совместную жизнь в брачных отношениях (more uxorio) с человеком, не являющимся их полноправным супругом.

Упомянутые нормы среди прочего предусматривают, что такие люди, называемые "разведёнными и второбрачными", в отдельных случаях могут приступать к таинству покаяния и Святому Причастию, не взирая на то, что они намеренно и постоянно ведут совместную жизнь в брачных отношениях (more uxorio) с человеком, не являющимся их полноправным супругом. Такие нормы были утверждены различными иерархами. Некоторые из таких норм были утверждены даже наивысшей церковной властью.

Распространение этих утверждённых в Церкви пастырских норм послужило причиной значительного и постоянно растущего замешательства среди верных и духовенства. Речь идёт о замешательстве, которое затрагивает центральные проявления жизни Церкви, как то: сакраментальный (та́инственный) брак и семья, домашняя Церковь и таинство Пресвятой Евхаристии.

Согласно учению Церкви, только та́инственный супружеский союз образует домашнюю Церковь (ср. Второй Ватиканский Собор, Lumen Gentium, 11). Допущение "разведённых и второбрачных" верных ко Святому Причастию, которое в наивысшей степени выражает единство Христа - Жениха со Своей Церковью, практически означает своего рода утверждение или узаконение развода, и таким образом введение развода в жизнь Церкви.

Упомянутые пастырские нормы на практике и с течением времени показали себя как средство распространения "эпидемии развода" (выражение, использованное Вторым Ватиканским Собором, ср. Gaudium et spes, 47). Речь идёт о распространении "эпидемии развода" в самой Церкви, в то время, как Церковь, напротив, в силу своей безусловной верности учению Христа должна была бы быть твердыней и несомненным знаком протеста против каждодневно распространяющейся эпидемии развода в светском обществе.

Наш Господь и Спаситель Иисус Христос недвусмысленно и без исключений явно провозгласил Волю Божью относительно абсолютного запрета развода. Утверждение или узаконивание нарушения святости супружеского союза, даже косвенным образом, посредством упомянутой сакраментальной практики, серьёзно противоречит прямо выраженной Воле Божьей и Его заповеди. Следовательно, такая практика является существенным изменением двухтысячелетней дисциплины таинств. Более того, существенно изменённая дисциплина со временем повлечёт за собой и изменение соответственного учения.

Постоянное Учительство Церкви, начиная с учения апостолов и всех пап, сохраняло и верно передавало кристально ясное учение Христово касательно нерасторжимости брака, как в учении (в теории), так и в дисциплине таинств (в практике), недвусмысленно и без всякой тени сомнения, всегда в одном и том же смысле, с одним и тем же значением.

Дисциплина таинств, по причине их божественного основания, никогда не может противоречить откровению Слова Божьего и вере Церкви, которые отстаивают абсолютность нерасторжимости одобренного и завершенного (ratum et consummatum) брака. "Таинства не только предполагают веру, но словами и действиями также питают её, укрепляют и выражают; поэтому они называются таинствами веры" (II Ватиканский Собор, Sacrosanctum Concilium, 59). "Даже высшая власть Церкви не может изменить литургию по своей воле, но только подчиняясь вере и с религиозным благоговением перед тайной литургии" (ККЦ, 1125). Католическая вера по своей сути исключает формальное противоречие между исповедуемой верой, с одной стороны, и практикой жизни и таинств, с другой. Ту же самую мысль можно проследить и в следующем утверждении Учительства Церкви: "разрыв между исповедуемой верой и повседневной жизнью многих людей следует считать одним из самых тяжких заблуждений нашего времени" (II Ватиканский Собор, Gaudium et spes, 43) и "практическая педагогика Церкви всегда должна соединяться с ее учением и никогда от него не отделяться" (Иоанн Павел II, Апостольское увещевание Familiaris Consortio, 33).

Учитывая жизненно важное значение, которое представляют собой учение и дисциплина брака и Евхаристии, Церковь обязана говорить в один голос. Следовательно, не должно быть противоречий пастырских норм касательно нерасторжимости брака как между епархиями, так и между различными странами. С апостольских времён Церковь соблюдала такое правило, как об этом свидетельствует святой Ириней: "Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имеет одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста" (Против ересей, I, 10,2). Святой Фома Аквинский указывает на существование того же самого постоянного принципа в Церкви: "Есть только одна и та же вера древних и современников, иначе мы не имели бы ту же самую Церковь" (Questiones Disputatae de Veritate, q. 14, 12c).

Следующее предостережение папы Иоанна Павла II остается всегда актуальным и действительным: "Смятение, внесённое в сознание многих верных различием во мнениях и учениях в богословии, проповеди, катехизации и духовном руководстве в том, что касается серьёзных и тонких вопросов христианской нравственности, ведёт к умалению подлинного чувства греха вплоть до его полного исчезновения" (Апостольское увещевание Reconciliatio et paenitentia, 18).

Содержание следующих высказываний Учительства Церкви полностью применимо к учению и практике уделения таинств в связи с нерасторжимостью заключенного и совершённого брака:

Согласно учению II Ватиканского Собора, все епископы должны укреплять и оберегать единство веры и общую дисциплину всей Церкви и стараться, чтобы вера возрастала и свет полноты истины воссиял всем людям (ср. Lumen gentium, 23). Поэтому мы как католические епископы, ввиду повсеместно распространяющегося смятения, побуждены совестью исповедать неизменную истину, а также неизменную дисциплину таинств касательно нерасторжимости брака согласно двухтысячелетнему неизменному Учительству Церкви. В этом смысле мы подтверждаем:

Как Епископы, являющиеся в своём пастырском служении "радетелями католической и апостольской веры" (ср. Римский Миссал, Canon Romanus), мы осознаём эту большую ответственность, а также нашу обязанность по отношении к нашим верным, ожидающим от нас ясного и недвусмысленного исповедания непреложной истины и церковной дисциплины относительно нерасторжимости брака. По этой причине нам нельзя молчать.

В духе святого Иоанна Крестителя, святого Иоанна Фишера, святого Фомы Мора, блаженной Лауры Викунья и многочисленных известных и неизвестных исповедников и мучеников нерасторжимости брака мы заверяем:

 

Не позволено (non licet) прямо или косвенно оправдать, одобрить или узаконить постоянные внебрачные половые отношения посредством сакраментальной дисциплины допущения так называемых "разведённых второбрачных" к Святому Причастию, так как в таком случае речь идёт о дисциплине, чуждой всему преданию католической и апостольской веры.

 

Открытым исповеданием пред нашей совестью и перед Богом, который будет судить нас, мы совершаем, как мы глубоко убеждены, служение любви в истине для Церкви сегодняшнего времени и для Папы, преемника святого Петра и Наместника Христова на земле.

 

31 декабря 2017, торжество Святого Семейства, в год столетия со дня явлений Божьей Матери в Фатиме.

 

+ Томаш Пэта, Архиепископ Митрополит Архиепархии Святой Марии в Астане

+ Ян Павел Ленга, Архиепископ-Епископ Карагандинский на покое

+ Атаназиус Шнайдер, Епископ-Помощник Архиепархии Святой Марии в Астане

- UVR, 2. 01. 2018

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMIV. Главный программист: Алексей Колчин.