Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Gregem tuum, Pastor aeterne, placatus intende: et per beatum Clementem Martyrem tuum atque Summum Pontificem, perpetua protectione custodi ; quem totius Ecclesiae praestitisti esse pastorem.
Sancte Clemens, patrone Associationis Una Voce Russia, ora pro nobis!
Все новости

 

Архиепископ Гвидо Поццо - секретарь Папской комиссии "Ecclesia Dei", которая ответственна за примирительные переговоры с Братством Св. Пия X, за диалог, который, по его мнению, открывает для всех католиков возможность "правильной интерпретации [Второго Ватиканского] Собора, во избежание ошибок, неточностей и недопониманий". 3 февраля интервью с ним было опубликовано испанским еженедельником "Vida nueva". Вопросы задавал Дарио Менор.

Журналист: Священническое Братство св. Пия X открыло новую семинарию в Вирджинии и проявляет там большую активность. Рим положительно относится к этому событию?

Монс. Поццо: Увеличение числа призваний к священству в этой и других семинариях FSSPX - это знак большой жизненной силы. Ежегодный рост числа призваний также наблюдается в следующих древним литургическим и дисциплинарным традициям учреждениях, находящихся под патронажем Папской комиссии "Ecclesia Dei". Это благословение для всей Церкви, хотя отсутствие полноты общения, в случае с Братством св. Пия X, - это рана, которую предстоит излечить. Канонический статус для клерикального института - это не чистая формальность, но принципиально важный экклесиологический компонент.

Журналист: Фелле сказал, что соглашение о персональной прелатуре "почти готово".

Монс. Поццо: Сейчас он углубленно изучает некоторые аспекты юридического статуса персональной прелатуры. После этого проект Конституции будет представлен Святому Отцу. Тем не менее, необходимым условием канонического распознания является принятие доктринального предложения, предоставленного Братству Святым Престолом.

Журналист: Что можно сказать о толковании решений Собора?

Монс. Поццо: В результате недавних встреч, удалось добиться значительного прояснения: Второй Ватиканский Собор должно понимать в контексте церковной традиции и ее неизменного учительства. Это не "мета-собор", утвердивший "супер-догму", но этап в истории веры. Учительство Церкви не прервалось в 1962 году. Как Учительство не выше Слова Божьего, зафиксированного в Писании и Предании, так и его прогресс должен служить лучшему пониманию тайн веры "в едином учении, едином смысле и едином толковании" того, что передано нам посредством вековой церковной традиции, как установил Первый Ватиканский Собор и повторил в Конституции "Dei Verbum" Второй.

Согласие Братства с этим положением - ключевой вопрос нашей дискуссии. Документы Собора имеют разный авторитет, требуя разную степень согласия. После полного воссоединения будут рассмотрены оговорки по вопросам не доктринальным, но касающимся пастырских указаний и позиции Собора касательно отношения Церкви и государства, экуменизма, межрелигиозного диалога, некоторых аспектах литургической реформы и их реализации.

Чтобы достичь цели, мы должны руководствоваться принципом, изложенным в 2005 году Бенедиктом XVI в его обращении к Курии: мы должны отличать основную доктрину Церкви (постоянную и неизменную) от тех выражений, которые она принимает в истории Церкви и которые в значительной степени зависят от непредвиденных обстоятельств того или иного времени.

Необходимо более подробно обсуждать эти вопросы, чтобы избегать неправильного понимания и двусмысленности, которые, к сожалению, весьма распространены.

Я бы обратил внимание на то, что сказал Бернар Фелле: "С точки зрения Священнического Братства св. Пия X, в некоторых документах Собора есть неоднозначные пункты. Мы можем обозначить проблемы, не нам их решать. Это в компетенции Римского Престола". Это очень важно, с одной стороны, избегать радикальных позиций, а с другой, - всегда открывать возможность для дискуссии.

Журналист: Обязаны ли католики принимать Собор?

Монс. Поццо: Неверно ставить вопрос о том, может католик принимать или не принимать Собор. Добрый католик не может отвергать его, поскольку это - Вселенский Собор епископов, собранных вокруг Папы. То, что следует обсуждать, - это интерпретация документов Собора. Как сказал Папа, есть два подхода к пониманию Второго Ватиканского собора: один - герменевтика обновления и преемственности, а другой - прочтение в духе разрыва с традицией. Первый путь истинен, но есть проблема в интерпретации некоторых формулировок. Диалог с FSSPX может помочь прояснить правильное понимание некоторых учений Собора, чтобы избавиться от имеющих место ошибок и двусмысленности, которые Бенедикт XVI приписал "виртуальному Собору", созданному средствами массовой информации и нео-модернистской теологией. Есть принципиальное противостояние между "реальным" и "виртуальным" Собором.

Неизменное учительство

Журналист: Каковы, в конечном итоге, основные требования [к достижению полноты общения]?

Монс. Поццо: Как и для любого католика, речь идет о единстве в исповедании веры, общности таинств и в иерархическом общении с Папой. Нужно еще раз отметить, как я говорил, правильное отношение между Учительством Церкви и церковным Преданием, и то, что Собор необходимо воспринимать в контексте многовековой традиции и неизменного учительства Церкви.

Журналист: Уже намечены какие-то сроки?

Монс. Поццо: Нет никаких крайних сроков. Это циклический путь. Есть несколько этапов на пути к цели, и мы находимся не на завершающем. Уже добившись значительных успехов, помогая установить благоприятный климат в общении на межличностном и церковном уровне, мы терпеливо и постепенно движемся в правильном направлении.

Журналист: Каковы были последствия Апрельской встречи Папы и еп. Фелле?

Монс. Поццо: Она помогла создать более дружественную атмосферу, а также преодолеть некогда господствующее недоверие, не скрывая различные позиции по некоторым вопросам. Открытость к собеседнику сокращает время, необходимое для решения доктринальных вопросов.

Журналист: А помогло ли решение Папы даровать священникам Братства право принимать исповеди верных?

Монс. Поццо: Да, конечно. Решение продлить эти полномочия было жестом доброй воли, стимулом к осознанию, что только в полном общении с Римом Братство обретет канонический статус.

Журналист: Как проходят встречи с Братством?

Монс. Поццо: Очень тихо и душевно, и теперь в гораздо более неформальной обстановке. На первом этапе нашего диалога, между 2009 и 2011 годами, переговоры проходили в Конгрегации вероучения и были более формальны, поскольку был установлен порядок обсуждения тех или иных доктринальных вопросов. Теперь же формат встреч стал более открытым, мы обмениваемся впечатлениями от разных событий в жизни Церкви.

Журналист: Прогноз оптимистичен?

Монс. Поццо: Будем надеяться. Я реалист скорее, нежели оптимист или пессимист. Вообще, полагаю, мы движемся в правильном направлении. Я всегда был томистом и верил в силу разума, просвещенного верой, который ведет к познанию объективной истины. Я не субъективист. Объективность - важнейшая для меня вещь.

Журналист: Создает ли препятствия в диалоге с FSSPX позиция Папы Франциска относительно экуменизма и межрелигиозного диалога?

Монс. Поццо: Чем больше ясности касательно истинного экуменизма и межрелигиозного диалога, в отрыве от ложных о них представлений, тем меньше претензий со стороны FSSPX.

- UVR, 8. 02. 2017

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMIV. Главный программист: Алексей Колчин.