Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Omnipotens sempiterne Deus, miserere famulo tuo Pontifici nostro Francisco, et dirige eum secundum tuam clementiam in viam salutis aeternae: ut, te donante, tibi placita cupiat et tota virtute perficiat.
Все новости

 

Международная федерация Una Voce:
Предполагаемое отлучение сторонников FSSPX может быть незаконным

ЛОНДОН, 4 ноября 2014 г. - Международная федерация Una Voce, в задачи которой входит поддержка в рамках официальных церковных структур традиций Римской Католической Церкви, в частности, в литургической сфере, ставит под вопрос законность "нотификации", изданной 14 октября субурбикарной епархией Альбано и предполагающей отлучение от Церкви тех, кто принимает таинства в Священническом братстве св. Пия X (FSSPX) или посещает его богослужения.

Также Федерация ставит под вопрос законность аналогичной нотификации, выпущенной 3 ноября епископом аргентинской епархии Сарате-Кампаны Оскаром Сарлингой.

Федерация является движением мирян, не зависящим от какого-либо священнического или монашеского объединения, и считает важным сохранение в Церкви вероучения, закона и справедливости, а также разумной пастырской практики.

Федерации представляется, что данные "нотификации", по-видимому, подразумевают, будто каждый, кто когда-либо посещал богослужения FSSPX, не является желанным посетителем в приходских храмах данных диоцезов.

Подобный подход явно противоречит подчеркиваемому Верховным Понтификом Папой Франциском духу милосердия и прощения, Папа Франциск, а также "открытости сердца", к которой Папа Бенедикт XVI призывал как к первому шагу на пути исцеления существующих "в сердце Церкви" разделений.

Епископом Альбано является Его Преосвященство Марчелло Семераро - представитель Конференции епископов Италии по связям с прессой и секретарь внутреннего папского совета из девяти членов.

Федерация просит Святой Престол объявить о дефектности данных нотификаций и затребовать их изменения в соответствии с церковным правом и постановлениями Святого Престола.

История вопроса

14 декабря 2014 года канцелярия епархии Альбано выпустила нотификацию для приходских настоятелей, в которой утверждается, будто любое лицо, участвующее в богослужениях FSSPX, в том числе, по-видимому, и дети, тем самым "разрывает общение с Католической Церковью" и может быть вновь принято в Церковь лишь по итогам "должного личного пути примирения". В нотификации говорится:

"Верные католики не могут ни участвовать в Мессе, ни испрашивать и/или получать таинства от Братства или в нем. Подобные действия означают разрыв общения с Католической Церковью.

Следовательно, любой верный католик, испрашивающий и получающий таинства в Священническом братстве св. Пия X, de facto вводит себя в состояние, когда он более не находится в общении с Католической Церковью. Повторному его приему в Католическую Церковь должен предшествовать адекватный личный путь примирения, соответствующий установленной епископом церковной дисциплине".

Епископ епархии Сарате-Кампаны в Аргентине Оскар Сарлинга в письме к своему диоцезу, датированном 3 ноября 2014 года, утверждает: "Верным католикам не дозволяется ни принимать участие в Мессе в таких условиях, ни испрашивать или получать таинства от священников вышеупомянутого "Братства святого Пия X", в том числе и в частных помещениях, превращенных в места отправления культа, что это не исключает в случае упорства с их стороны и наказаний ferendae sententiae, которые могут быть применены к ним в соответствии с церковным духом и ради защиты верных. При разрыве церковного общения вследствие вышеописанных мотивов для повторного принятия в Католическую Церковь будет требоваться личный путь примирения (а в ряде случаев - и снятия канонических цензур), в соответствии с дисциплиной, рекомендуемой Святым Престолом, и собственной дисциплиной диоцеза, установленной епархиальным епископом".

Каноническая справка

Святой Престол всегда считал, что верные-миряне, принимающие таинства от священников FSSPX, не подпадают под отлучение. Приведем ряд примеров:

a. В 1991 году епископ Гонолулу Джозеф Феррарио объявил шестерых католиков-мирян отлученными в результате схизмы за то, что они обратились за совершением миропомазания к одному из епископов FSSPX. Данные лица апеллировали к Святому Престолу, который через кардинала Ратцингера как префекта Конгрегации вероучения объявил декрет недействительным, поскольку их поступок хотя и был сочтен заслуживающим порицания, но не представлял собою схизмы.

b. 5 сентября 2005 года Святой Престол через Папскую комиссию "Ecclesia Dei" подтвердил, что "верные, участвующие в Мессах данного Братства, не подвергаются отлучению, равно как и совершающие их священники, каковые являются в действительности запрещенными в священнослужении" (протокол №. 55/2005 за подписью тогдашнего секретаря Папской комиссии "Ecclesia Dei" монс. Камилле Перла).

c. 27 сентября 2002 г. Святой Престол через Папскую комиссию "Ecclesia Dei" заявил, что "в строгом смысле возможно исполнение воскресной обязанности путем участия в Мессе, которую совершает священник Братства св. Пия X"; затем то же было вновь процитировано и подтверждено 18 января 2003 г. (письма за подписью монс. Камилле Перла).

"Разрыв общения с Католической Церковью", то есть отлучение от Церкви, может иметь место только в том случае, если наличествует "внешнее нарушение закона или предписания", являющееся "тяжко вменимым вследствие злоумышления или вины" (канон 1321), и только при условии, что данному нарушению соответствует именно наказание отлучением. Однако "участию в Мессе" или "испрашиванию и получению таинств" в FSSPX или от него наказание отлучением не соответствует.

a. Следовательно, неверно утверждать, что в данном случае отлучение имеет место.

b. Лица моложе шестнадцати лет в любом случае не могут подпадать под какое-либо наказание (канон 1323.1); это относится и к тем, кто, не достигнув этого возраста, получает крещение или миропомазание.

Даже если основывать каноническую аргументацию на той предпосылке, что FSSPX не имеет канонического статуса в Церкви и его священники сразу после рукоположения в отсутствие отпускных грамот подпадают под запрет в священнослужении, отсюда не следует, что для верных-мирян обращаться к ним за таинствами было бы актом формальной схизмы.

Говорить иначе значило бы также противоречить норме Канонического Права (канон 1335), согласно которой запрет на совершение таинств или сакраменталий, а также осуществление актов управления приостанавливается всякий раз, когда "по любой справедливой причине" кто-либо из верных попросит об этом.

Кроме того, как видится, нотификации оспаривают декрет Конгрегации по делам епископов от 21 января 2009 года о снятии отлучений с епископов FSSPX, повторно налагая данные отлучения в рамках каждого отдельно взятого диоцеза и в противоречии с постановлением Конгрегации Святого Престола.

К тому же со стороны законодателя было бы нелепо снять отлучения с епископов и в то же время наложить или сохранить их в отношении верных-мирян, которым эти епископы служат.

Заключение

Ввиду вышеизложенного Федерация обязана подставить данные нотификации под вопрос, поскольку они, как представляется, идут вразрез с папским законодательством и Каноническим Правом.

За более подробной информацией просьба обращаться к президенту Международной федерации Una Voce:

Г-н Джеймс Богль (James Bogle)

Тел.: +44-(0)20-8942-5009

Моб.: +44-(0)7773-818394

Факс: +44-(0)20-7583-0579

e-mail: president@fiuv.org

Сайт: https://www.fiuv.org

Фотографии см. по адресу: https://www.flickr.com/photos/josephshaw/sets/72157637670666096/

- UVR, 4. 11. 2014

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.