Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.
Анатолий Чистов. (c) Фото из архива Una Voce Russia.
R.I.P.
Анатолий Чистов
30.VIII.1970 † 23.VII.2012
магистр истории Гейдельбергского университета, работник прихода Непорочного Зачатия в Москве, член Una Voce Russia с 2005 г.
 In paradisum deducant te Angeli; in tuo adventu suscipiant te martyres, et perducant te in civitatem sanctam Jerusalem. Chorus angelorum te suscipiat, et cum Lazaro quondam paupere aeternam habeas requiem.
Все новости

 

Французский католический журнал "Famille Chrétienne" опубликовал интервью с секретарем Папской комиссии "Ecclesia Dei" арх. Гвидо Поццо. Его главной темой стало состояние отношений между Римом и Священническим братством св. Пия Х. По словам монс. Поццо, сняв в 2009 году отлучение с четырех епископов Братства, Папа Бенедикт XVI желал устранить препятствие на пути к конструктивному диалогу между Святым Престолом и FSSPX. Однако остается еще прояснить ряд доктринальных вопросов. "Пока этого не произойдет, - заметил прелат, - Священническое братство святого Пия Х (FSSPX) не имеет канонического статуса в Церкви, и священники, к нему принадлежащие, не смогут исполнять свое служение законным образом, как на то указывает послание Бенедикта XVI к епископам Католической Церкви от 10 марта 2009 г." Именно преодоление сложностей вероучительного характера является целью переговоров с Братством, начатых при Папе Бенедикте XVI и продолжающихся при его преемнике. Эти переговоры Святой Престол ведет через Папскую комиссию "Ecclesia Dei", которая тесно связана с Конгрегацией вероучения, поскольку председатель Комиссии также является префектом Конгрегации.

"Спорные аспекты затрагивают, с одной стороны, оценку состояния Церкви со времени Второго Ватиканского Собора, а также причины, породившие определенные сложности в области теологии и пастырской деятельности в послесоборный период, и более конкретно, в современности, - пояснил архиепископ. - С другой стороны, речь идет о некоторых позициях, касающихся экуменизма, диалога с другими религиями мира и вопроса свободы вероисповедания".

При этом высокопреосвященный прелат подчеркнул, что преодоление сложностей доктринального порядка не означает, что позиции FSSPX относительно определенных аспектов, касающихся не области веры, а пастырских тем или пруденциального учения Магистериума, должны быть обязательно устранены или аннулированы. "Стремление к продолжению диалога и более углубленному изучению тем, представляющих проблему для FSSPX, - пояснил он, - не только возможно, но - по крайней мере, с моей точки зрения, - желательно. От Братства не требуется отречься от строгости позиций, которой оно придерживается по отношению к ряду вопросов. Важна - и мы не можем от этого отказаться - приверженность Professio fidei и принципу, согласно которому только лишь Магистериуму Церкви была дана Господом способность верной интерпретации Слова Божия, письменного и устного. Такова католическая доктрина, отмечаемая Вторым Ватиканским собором ("Dei Verbum", 10), но о ней же явным образом говорил уже и Пий XII в своей энциклике "Humani generis". Это означает, что Магистериум, хотя и не стоит выше Священного Писания и Традиции, но является нерушимой инстанцией, которая судит об интерпретациях Писания и Традиции, какими бы эти интерпретации не были". Этот догматический факт, подчеркнул архиепископ, "является пунктом доктрины Католической Церкви, а не теологической дискуссии".

"Будет несправедливым сказать, - продолжил он, - что Святой Престол ожидает от FSSPX капитуляции. Напротив, он приглашает Братство встать на одну сторону с ним в общей структуре вероучительных принципов, необходимых для гарантии приверженности католической вере и доктрине о Магистериуме и Традиции, оставляя в то же самое время пространство для исследования и изучения тех оговорок, которые возникают в связи с известными аспектами и формулировками документов Второго Ватиканского Собора и ряда последовавших за ним реформ, но не затрагивают неоспоримых догматических или вероучительных тем".

"Без сомнения, учения Второго Ватиканского собора имеют некоторую степень авторитета и различный ограничивающий характер, в зависимости от текста, - заметил арх. Поццо. - Например, конституции "Lumen gentium" о Церкви и "Dei Verbum" о Божественном Откровении имеют характер доктринальной декларации, даже если в них не было ни одного догматического определения. В то же самое время декларации о свободе вероисповедания, о нехристианских религиях и декрет об экуменизме имеют меньшую степень авторитета и менее строгий характер".

На вопрос о том, скоро ли, по его мнению, дискуссия между Святым Престолом и FSSPX будет завершена, монс. Поццо ответил: "Я не думаю, что на настоящий момент возможно указать с точностью временя завершения этих переговоров. Я полагаю, что наша задача, так же, как и задача Братства, состоит в том, чтобы передвигаться от этапа к этапу, не сокращая искусственным образом путь, но имея при этом четкую цель продвижения единения в любви Вселенской Церкви, управляемой преемником Петра. "Caritas urget nos!" [2Кор. 5:15, в Синодальном переводе - "Любовь Христова объемлет нас!"], как провозглашает святой Павел".

Архиепископ также подтвердил, что возможной канонической формой существования Братства в Церкви в случае, если будет достигнуто полное примирение, является персональная прелатура. Насколько он может судить, это решение приемлемо и для руководства FSSPX.

- UVR, 31. 10. 2014

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMIV. Главный программист: Алексей Колчин.