Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Oremus pro Antistite nostro Cyrillo. Stet et pascat in fortitudine tua, Domine, in sublimitate nominis tui.
Все новости

 

Французский католический журнал "Famille Chrétienne" опубликовал интервью с секретарем Папской комиссии "Ecclesia Dei" арх. Гвидо Поццо. Его главной темой стало состояние отношений между Римом и Священническим братством св. Пия Х. По словам монс. Поццо, сняв в 2009 году отлучение с четырех епископов Братства, Папа Бенедикт XVI желал устранить препятствие на пути к конструктивному диалогу между Святым Престолом и FSSPX. Однако остается еще прояснить ряд доктринальных вопросов. "Пока этого не произойдет, - заметил прелат, - Священническое братство святого Пия Х (FSSPX) не имеет канонического статуса в Церкви, и священники, к нему принадлежащие, не смогут исполнять свое служение законным образом, как на то указывает послание Бенедикта XVI к епископам Католической Церкви от 10 марта 2009 г." Именно преодоление сложностей вероучительного характера является целью переговоров с Братством, начатых при Папе Бенедикте XVI и продолжающихся при его преемнике. Эти переговоры Святой Престол ведет через Папскую комиссию "Ecclesia Dei", которая тесно связана с Конгрегацией вероучения, поскольку председатель Комиссии также является префектом Конгрегации.

"Спорные аспекты затрагивают, с одной стороны, оценку состояния Церкви со времени Второго Ватиканского Собора, а также причины, породившие определенные сложности в области теологии и пастырской деятельности в послесоборный период, и более конкретно, в современности, - пояснил архиепископ. - С другой стороны, речь идет о некоторых позициях, касающихся экуменизма, диалога с другими религиями мира и вопроса свободы вероисповедания".

При этом высокопреосвященный прелат подчеркнул, что преодоление сложностей доктринального порядка не означает, что позиции FSSPX относительно определенных аспектов, касающихся не области веры, а пастырских тем или пруденциального учения Магистериума, должны быть обязательно устранены или аннулированы. "Стремление к продолжению диалога и более углубленному изучению тем, представляющих проблему для FSSPX, - пояснил он, - не только возможно, но - по крайней мере, с моей точки зрения, - желательно. От Братства не требуется отречься от строгости позиций, которой оно придерживается по отношению к ряду вопросов. Важна - и мы не можем от этого отказаться - приверженность Professio fidei и принципу, согласно которому только лишь Магистериуму Церкви была дана Господом способность верной интерпретации Слова Божия, письменного и устного. Такова католическая доктрина, отмечаемая Вторым Ватиканским собором ("Dei Verbum", 10), но о ней же явным образом говорил уже и Пий XII в своей энциклике "Humani generis". Это означает, что Магистериум, хотя и не стоит выше Священного Писания и Традиции, но является нерушимой инстанцией, которая судит об интерпретациях Писания и Традиции, какими бы эти интерпретации не были". Этот догматический факт, подчеркнул архиепископ, "является пунктом доктрины Католической Церкви, а не теологической дискуссии".

"Будет несправедливым сказать, - продолжил он, - что Святой Престол ожидает от FSSPX капитуляции. Напротив, он приглашает Братство встать на одну сторону с ним в общей структуре вероучительных принципов, необходимых для гарантии приверженности католической вере и доктрине о Магистериуме и Традиции, оставляя в то же самое время пространство для исследования и изучения тех оговорок, которые возникают в связи с известными аспектами и формулировками документов Второго Ватиканского Собора и ряда последовавших за ним реформ, но не затрагивают неоспоримых догматических или вероучительных тем".

"Без сомнения, учения Второго Ватиканского собора имеют некоторую степень авторитета и различный ограничивающий характер, в зависимости от текста, - заметил арх. Поццо. - Например, конституции "Lumen gentium" о Церкви и "Dei Verbum" о Божественном Откровении имеют характер доктринальной декларации, даже если в них не было ни одного догматического определения. В то же самое время декларации о свободе вероисповедания, о нехристианских религиях и декрет об экуменизме имеют меньшую степень авторитета и менее строгий характер".

На вопрос о том, скоро ли, по его мнению, дискуссия между Святым Престолом и FSSPX будет завершена, монс. Поццо ответил: "Я не думаю, что на настоящий момент возможно указать с точностью временя завершения этих переговоров. Я полагаю, что наша задача, так же, как и задача Братства, состоит в том, чтобы передвигаться от этапа к этапу, не сокращая искусственным образом путь, но имея при этом четкую цель продвижения единения в любви Вселенской Церкви, управляемой преемником Петра. "Caritas urget nos!" [2Кор. 5:15, в Синодальном переводе - "Любовь Христова объемлет нас!"], как провозглашает святой Павел".

Архиепископ также подтвердил, что возможной канонической формой существования Братства в Церкви в случае, если будет достигнуто полное примирение, является персональная прелатура. Насколько он может судить, это решение приемлемо и для руководства FSSPX.

- UVR, 31. 10. 2014

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMIV. Главный программист: Алексей Колчин.