Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Oremus pro Antistite nostro Cyrillo. Stet et pascat in fortitudine tua, Domine, in sublimitate nominis tui.
Все новости

 

На сайте французского ежедневника "Le Figaro" появился полный текст послания, которое в конце прошлого года направил священникам Братства св. Пия X вице-президент Папской комиссии "Ecclesia Dei" арх. Дж. Августин Ди Нойя. Затем блог "Rorate Caeli" опубликовал, по-видимому, оригинал письма, которое изначально было составлено на родном для архиепископа английском языке.

Монс. Ди Нойя пишет, что огорчен рядом интервью и публичных высказываний высших должностных лиц Братства, неуважительных по отношению к Святому Отцу и ставящих под сомнение не только осмысленность, но и саму возможность дальнейших прямых переговоров с FSSPX. Он также подчеркивает, что трехлетний богословский диалог лишь прояснил, но не разрешил фундаментальные разногласия, существующие между Святым Престолом и Братством относительно II Ватиканского Собора: первый твердо придерживается того, что документы этого Собора следует толковать в свете Традиции и Учительства Церкви, а не наоборот, тогда как FSSPX настаивает, что ряд учений Собора ошибочен и потому не может быть истолкован так, чтобы это соответствовало Традиции и Магистериуму. Данная ситуация является патовой, поэтому, чтобы не продолжать "благонамеренный, но бесконечный и бесплодный обмен мнениями", необходимо внести в дискуссию нечто новое - "соображения более духовного и богословского характера, выходящие за рамки существенных, но, по-видимому, трудноразрешимых разногласий касательно авторитета и толкования II Ватиканского Собора, а касающихся скорее нашего долга сохранять и беречь желанные Богу единство и мир в Церкви".

Далее арх. Ди Нойя дает духовную оценку вопроса, основанную на цитатах из святого апостола Павла, св. Фомы Аквинского и св. Августина. "Единство Церкви, - пишет он, - проистекает из общения Святой Троицы и потому мы должны сохранять это единство, если желаем пребывать в общении с Самим Богом", даже если это потребует претерпевать страдания и терпеливо сносить невзгоды.

"Чего же мы хотим от Братства в настоящей ситуации? Вовсе не того, чтобы вы оставили рвение своего основателя, архиепископа Лефевра. Совсем не того! (...) Конечно, пришла пора оставить резкую и контрпродуктивную риторику, появившуюся в последние годы. Нужно вернуться к изначальной харизме, данной архиепископу Лефевру - харизме формации священников в полноте Католической Традиции ради проистекающего из такой формации и обращенного к верным апостольства. Эту харизму различила Церковь, когда в 1970 году было одобрено учреждение Священнического братства св. Пия X. Мы вспоминаем, какую благосклонную оценку дал вашей семинарии в Эконе посетивший ее в 1987 году кардинал Ганьон".

"Подлинная харизма Братства, - продолжает архиепископ Ди Нойя, - состоит в воспитании священников для службы Народу Божию, а не в узурпации обязанностей судить и исправлять теологические и дисциплинарные подходы других членов Церкви. Вы должны сосредоточиться на здравой философской, богословской, пастырской, духовной и человеческой формации своих кандидатов, дабы они могли проповедовать Слово Христово и быть орудиями Божьего милосердия в мире, в особенности - путем торжественного совершения Святого Жертвоприношения Мессы". Архиепископ предлагает им не избегать сложных моментов II Ватиканского Собора, но и не ставить их во главу угла ни при формации священников, ни при проповеди. "Ошибкой было, - пишет он, - делать каждый такой момент предметом публичных пререканий, пытаясь склонить на свою сторону в столь тонких богословских материях людей, не искушенных в теологии". Даже если мы убеждены в своей правоте, нельзя узурпировать обязанности Вселенского Пастыря, публично укоряя представителей законных церковных властей - можно лишь пытаться оказать на них влияние.

Здесь в качестве примера монс. Ди Нойя приводит св. Пия X, знаменитое motu proprio которого, посвященное церковной музыке - "Tra le sollecitudini" (1903) - в основном повторяет два более ранних документа тогдашнего епископа Джузеппе Сарто: votum о священной музыке, составленный по запросу Конгрегации священных обрядов в 1893 г., и пастырское послание о реформе священной музыке, адресованное Венецианской Церкви в 1895 г. В них говорится об одном и том же, пишет он, "но первое было лишь предложением в адрес Римской Курии, второе - наставлением для верных, подлежавших его юрисдикции как Венецианского Патриарха, а третье - повелением в адрес всей Вселенской Церкви. Став Папой, св. Пий X получил власть исправлять злоупотребления... по всему миру, тогда как в качестве епископа он мог действовать лишь в пределах своего диоцеза".

В заключение иерарх пишет, что даже полное церковное примирение, к которому стремится, выполняя свое Петрово служение, Папа Бенедикт XVI, может не сразу положить конец взаимной подозрительности и неприязни. "Но то, чего мы взыскуем - не дело рук человеческих! Взыскуем мы примирения и исцеления Божией благодатью, под любящим водительством Святого Духа... Сперва должны быть исцелены наши души, очищены от обиды и возмущения, порожденных тридцатью годами подозрений и боли с обеих сторон".

Подписано письмо лишь знаком креста, символизирующим епископское достоинство, именем и орденскими инициалами автора ("+ J. Augustine Di Noia, O.P.") - без указания на занимаемую им должность в Римской Курии. Глава ватиканской пресс-службы о. Федерико Ломбарди заявил, что послание является не официальным документом Папской комиссии "Ecclesia Dei", а лишь частным обращением ее вице-президента, и отказался от дальнейших комментариев.

- UVR, 21. 01. 2013

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMIV. Главный программист: Алексей Колчин.