Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Deus, qui animae famuli tui Gregorii aeternae beatitudinis praemia contulisti : concede propitius; ut, qui peccatorum nostrorum pondere premimur, ejus apud te precibus sublevemur.
Sancte Gregori, patrone Foederationis Internationalis Una Voce, ora pro nobis!
Все новости

 

На сайте французского ежедневника "Le Figaro" появился полный текст послания, которое в конце прошлого года направил священникам Братства св. Пия X вице-президент Папской комиссии "Ecclesia Dei" арх. Дж. Августин Ди Нойя. Затем блог "Rorate Caeli" опубликовал, по-видимому, оригинал письма, которое изначально было составлено на родном для архиепископа английском языке.

Монс. Ди Нойя пишет, что огорчен рядом интервью и публичных высказываний высших должностных лиц Братства, неуважительных по отношению к Святому Отцу и ставящих под сомнение не только осмысленность, но и саму возможность дальнейших прямых переговоров с FSSPX. Он также подчеркивает, что трехлетний богословский диалог лишь прояснил, но не разрешил фундаментальные разногласия, существующие между Святым Престолом и Братством относительно II Ватиканского Собора: первый твердо придерживается того, что документы этого Собора следует толковать в свете Традиции и Учительства Церкви, а не наоборот, тогда как FSSPX настаивает, что ряд учений Собора ошибочен и потому не может быть истолкован так, чтобы это соответствовало Традиции и Магистериуму. Данная ситуация является патовой, поэтому, чтобы не продолжать "благонамеренный, но бесконечный и бесплодный обмен мнениями", необходимо внести в дискуссию нечто новое - "соображения более духовного и богословского характера, выходящие за рамки существенных, но, по-видимому, трудноразрешимых разногласий касательно авторитета и толкования II Ватиканского Собора, а касающихся скорее нашего долга сохранять и беречь желанные Богу единство и мир в Церкви".

Далее арх. Ди Нойя дает духовную оценку вопроса, основанную на цитатах из святого апостола Павла, св. Фомы Аквинского и св. Августина. "Единство Церкви, - пишет он, - проистекает из общения Святой Троицы и потому мы должны сохранять это единство, если желаем пребывать в общении с Самим Богом", даже если это потребует претерпевать страдания и терпеливо сносить невзгоды.

"Чего же мы хотим от Братства в настоящей ситуации? Вовсе не того, чтобы вы оставили рвение своего основателя, архиепископа Лефевра. Совсем не того! (...) Конечно, пришла пора оставить резкую и контрпродуктивную риторику, появившуюся в последние годы. Нужно вернуться к изначальной харизме, данной архиепископу Лефевру - харизме формации священников в полноте Католической Традиции ради проистекающего из такой формации и обращенного к верным апостольства. Эту харизму различила Церковь, когда в 1970 году было одобрено учреждение Священнического братства св. Пия X. Мы вспоминаем, какую благосклонную оценку дал вашей семинарии в Эконе посетивший ее в 1987 году кардинал Ганьон".

"Подлинная харизма Братства, - продолжает архиепископ Ди Нойя, - состоит в воспитании священников для службы Народу Божию, а не в узурпации обязанностей судить и исправлять теологические и дисциплинарные подходы других членов Церкви. Вы должны сосредоточиться на здравой философской, богословской, пастырской, духовной и человеческой формации своих кандидатов, дабы они могли проповедовать Слово Христово и быть орудиями Божьего милосердия в мире, в особенности - путем торжественного совершения Святого Жертвоприношения Мессы". Архиепископ предлагает им не избегать сложных моментов II Ватиканского Собора, но и не ставить их во главу угла ни при формации священников, ни при проповеди. "Ошибкой было, - пишет он, - делать каждый такой момент предметом публичных пререканий, пытаясь склонить на свою сторону в столь тонких богословских материях людей, не искушенных в теологии". Даже если мы убеждены в своей правоте, нельзя узурпировать обязанности Вселенского Пастыря, публично укоряя представителей законных церковных властей - можно лишь пытаться оказать на них влияние.

Здесь в качестве примера монс. Ди Нойя приводит св. Пия X, знаменитое motu proprio которого, посвященное церковной музыке - "Tra le sollecitudini" (1903) - в основном повторяет два более ранних документа тогдашнего епископа Джузеппе Сарто: votum о священной музыке, составленный по запросу Конгрегации священных обрядов в 1893 г., и пастырское послание о реформе священной музыке, адресованное Венецианской Церкви в 1895 г. В них говорится об одном и том же, пишет он, "но первое было лишь предложением в адрес Римской Курии, второе - наставлением для верных, подлежавших его юрисдикции как Венецианского Патриарха, а третье - повелением в адрес всей Вселенской Церкви. Став Папой, св. Пий X получил власть исправлять злоупотребления... по всему миру, тогда как в качестве епископа он мог действовать лишь в пределах своего диоцеза".

В заключение иерарх пишет, что даже полное церковное примирение, к которому стремится, выполняя свое Петрово служение, Папа Бенедикт XVI, может не сразу положить конец взаимной подозрительности и неприязни. "Но то, чего мы взыскуем - не дело рук человеческих! Взыскуем мы примирения и исцеления Божией благодатью, под любящим водительством Святого Духа... Сперва должны быть исцелены наши души, очищены от обиды и возмущения, порожденных тридцатью годами подозрений и боли с обеих сторон".

Подписано письмо лишь знаком креста, символизирующим епископское достоинство, именем и орденскими инициалами автора ("+ J. Augustine Di Noia, O.P.") - без указания на занимаемую им должность в Римской Курии. Глава ватиканской пресс-службы о. Федерико Ломбарди заявил, что послание является не официальным документом Папской комиссии "Ecclesia Dei", а лишь частным обращением ее вице-президента, и отказался от дальнейших комментариев.

- UVR, 21. 01. 2013

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMXXIV. Главный программист: Алексей Колчин.