Una Voce Russia
Сохранение вероучительной, исторической и культурной идентичности Католической Церкви в России.

Oremus pro Antistite nostro Cyrillo. Stet et pascat in fortitudine tua, Domine, in sublimitate nominis tui.
Все новости

 

Инициативной группой российских католиков, принадлежащих к Византийскому обряду, опубликован следующий документ:

Декларация Содружества католиков византийского обряда

Слава Иисусу Христу!

Призри, Милосердный Господи Иисусе Спасителю наш, на молитвы и воздыхания грешных и недостойных раб твоих, смиренно к Тебе припадающих, и соедини нас всех во единей, святей, соборней и апостольстей Церкви. Свет Твой незаходимый пролей в души наша. Истреби раздоры церковныя, дай нам славити Тебя единым сердцем и едиными устами, и познают вси, что мы верные ученицы Твоя, и возлюбленные чада Твоя. Владыко наш Многомилостиве, скоро исполни обетование Твое, и да будет едино стадо Твое, и един пастырь в Церкви Твоей, и да будем достойны славити Имя Твое Святое всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. [молитва блаженного Экзарха Леонида Федорова о единстве христиан].

Мы, верные Российской Католической Церкви византийского обряда (РКЦВО) и ее Церквей-Сестер, проживающие в разных городах европейской части России, собравшись в городе Москве на очередную общую встречу, заявляем о нижеследующем.

1. Со времени предыдущей встречи, организованной в Гатчине под Санкт-Петербургом при неоценимой поддержке приснопоминаемого Иосифа-Марии де Вольф, главы Братства Кирилла и Мефодия, прошло уже шесть лет. За это время Конгрегацией по делам Восточных Церквей по благословению Слуги Божьего Иоанна Павла II ординарием для католиков византийского обряда на территории Российской Федерации был назначен Его Преосвященство Кир Иосиф Верт, усилиями которого была упорядочена структура диоцеза, организованы благочиния (деканаты) и конституированы несколько новых общин.

2. Следует, однако, отметить, что согласно данным, опубликованным на официальном сайте РКЦВО http://www.rkcvo.ru/structure/70.htm, большая часть греко-католических приходов находится в азиатской части России; между тем как в наиболее населенной европейской части страны реально действующие общины и пастырские пункты можно перечесть по пальцам, и тенденция к увеличению их числа не просматривается.

3. Причиной тому мы видим, прежде всего, нашу миссионерскую пассивность, обусловленную, среди прочего, боязнью вызвать раздражение функционеров самой крупной из Церквей-Сестер. Однако, по нашему мнению, жертвовать миссией среди "внешних" ради мнимого "умиротворения" - губительно и равносильно отказу от призвания христианина.

4. В своем, по сути, программном интервью летом 2005 года http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=645&print=1 наш Ординарий, владыка Кир Иосиф сформулировал два важнейших тезиса: "Церковь послала меня к реальной греко-католической пастве, а не к виртуальной" и "Российский греко-католический экзархат формально существует, но он находится в "спящем" состоянии". Жизнь показала, что это именно так.

5. "Реальная паства" - как правило, верные из традиционно католических семей византийского обряда; либо, как исключение - те, кто сумел официально присоединиться к официальным же приходам по месту своего жительства. Однако такой "реальной пастве" практически неоткуда взяться в европейской части России. Напротив, здесь преобладает именно "виртуальная паства" - те, кто, формально принадлежа к иным Церквам и церковным общинам, тем не менее осознают себя католиками, желают официально воссоединиться со Святым Апостольским Престолом, но лишены возможности это сделать в силу отсутствия структур РКЦВО в пределах разумной доступности для последующего регулярного пастырского окормления. В лучшем случае христианам, крещеным в византийской традиции, удается примкнуть к общинам латинского обряда с неизбежной последующей перестройкой своей духовной жизни, вопреки ясным указаниям Апостольского Престола о сохранении своего обряда при воссоединении.

6. "Спящий Экзархат" - это именно мы, молчаливые верные, "в рассеянии сущие" либо замкнувшиеся в маленьких общинах и своем внутреннем мире. Продолжение нашего молчания может привести к переходу "сна" в летаргическую фазу, а там недалеко и до ликвидации Экзархата как "умершего" и его тихих похорон. Уже и сейчас в официальном документе CNEWA, приводящем статистику численности клириков и мирян Восточных Католических Церквей по всему миру http://www.cnewa.org/source-images/Roberson-eastcath-statistics/eastcatholic-stat08.pdf, подготовленном, как указано в нем, на основе Annuario Pontificio 2008, отсутствует даже и упоминание о наличии католиков византийского обряда в России.

7. Наше молчаливое согласие с нынешним положением приводит к тому, что готовить священнослужителей-католиков славяно-византийского обряда, по существу, негде. Единственная в России католическая семинария "Мария - Царица Апостолов" осуществляет формацию в латинском обряде; семинарии же в Украине и Польше - в галицком обряде, преимущественно на украинском языке. Особо следует отметить нынешнюю позицию руководства коллегии "Руссикум", отказавшегося от подготовки миссионеров восточного обряда для России и специализирующемся теперь на стажировке клириков из числа "отделенных братьев", притом, что стипендии им зачастую также выплачиваются из средств Апостольского Престола.

8. Не за этот бесславный конец "русской миссии" отдали свои жизни блаженные Экзархи - Леонид Федоров и Климентий Шептицкий; не за это шли на страдания матушка Екатерина Абрикосова и другие верные католических общин в России; не за это сгинули в лагерях и застенках на территории СССР выпускники коллегии "Руссикум" прежних лет.

9. Вот почему мы, чтобы приблизить долгожданное "пробуждение" Экзархата, приняли решение создать "Содружество католиков византийского обряда" на основании Федерального закона от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

10. Содружество создано как религиозное объединение. Это не противоречит ни законодательству РФ, ни каноническому праву, принимая во внимание, что, к примеру, Российское Библейское Общество (участниками которого являлись и являются, среди прочих христиан, также и верные Католической Церкви, в том числе и клирики), в соответствии со своим Уставом также является религиозным объединением: http://community.livejournal.com/ustav/803568.html

11. Вероисповеданием Содружества является Учение Католической Церкви, кратко изложенное в Никео-Цареградском Символе Веры, а в развернутом виде содержащееся в Катехизисе Католической Церкви (далее - ККЦ, http://cathmos.ru/files/docs/vatican_documents/cce4/) и других документах Учительства Церкви (http://www.vatican.va/).

12. Целями Содружества являются: совместное исповедание и распространение веры в Господа Иисуса Христа, во Единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь, под омофором преемников Первоверховного Апостола Петра; сохранение драгоценного духовного сокровища - Византийского богослужебного обряда, восстановление его во всей полноте, очистка от позднейших искажений и наслоений; поддержание и укрепление духовного единства и братского общения католиков различных обрядов в России и за ее пределами; укрепление и развитие структур РКЦВО в строгом соответствии с Кодексом Канонов Восточных Церквей в сотрудничестве с законным священноначалием.

13. Участником Содружества может быть лицо, достигшее совершеннолетия, дееспособное, крещенное во Имя Отца, Сына и Святого Духа, исповедующее Никео-Цареградский Символ веры, разделяющее цели Содружества и желающее способствовать их осуществлению. Прием участников в Содружество производится на основании личного заявления.

14. Выражаем надежду на доброжелательное отношение к нам христиан в Российской Федерации и за ее пределами и просим братских молитв об успехе нашей миссии.

15. Сайт Содружества: www.ICXC.ru электронный адрес ICXC@ya.ru.

- UVR, 18. 11. 2010

Associatio Una Voce Russia, MMVIII-MMIV. Главный программист: Алексей Колчин.