Глава VI.
Прошло четверть века прежде, чем церковь сняла "пятно бесчестия" с памяти о той, кого она убила. Справедливость восторжествовала потому, что совпала с политическим расчетом. "Судебная ошибка" была исправлена с опозданием на 25 лет.
Народ не ждал так долго. Все эти годы он хранил о Жанне добрую память. Кардинал Винчестерский приказал бросить останки сожженной в Сену из опасения, что они станут реликвиями. Но ни он, ни кто-либо иной не могли вытравить из тысяч сердец образ этой удивительной девушки. Люди помнили о ней, и это делало ее бессмертной.
Ныне, спустя пять с лишним столетий, имя девушки из Домреми известно каждому мало-мальски образованному человеку, в какой бы стране он не жил. О ней написаны сотни книг. Фридрих Шиллер в "Орлеанской деве" и Анатоль Франс в двухтомной "Жизни Жанны д'Арк", Марк Твен в "Личных воспоминаниях о Жанне д'Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и секретаря" и Жан Ануй в "Жаворонке", Бернард Шоу в "Святой Иоанне" и Лион Фейхтвангер в "Симоне" - писатели, столь не похожие друг на друга, равно отдавали ей дань восхищения и любви. В живописи ее образ воссоздавали Энгр и Гоген, в музыке - Чайковский и Гуно. В 1928 г. экраны мира обошел фильм датского режиссера Карла Теодора Дрейера "Страсти Жанны д'Арк", а совсем недавно, в 1962 г., французский режиссер Робер Брессон поставил фильм "Процесс Жанны д'Арк", получивший специальную премию на международном кинофестивале в Каннах. Что до скульптуры, то нет, пожалуй, во Франции города, где Жанне не воздвигли бы памятник.
Ежегодно 8 мая, в годовщину победы под Орлеаном, отмечают во Франции День Жанны д'Арк. В этот день в Орлеане участники традиционного театрализованного шествия разыгрывают перед многотысячными толпами сцену въезда Жанны в осажденный город. По улице, носящей ее имя, проезжает в сопровождении почетной стражи девушка - на коне, в латах, со знаменем и мечом.
Но бессмертие и слава Жанны - это не только празднества, статуи, книги и полотна. Бессмертие и слава Жанны - это прежде всего живые национальные традиции, символом и воплощением которых стала орлеанская героиня. Напоминая об этих традициях, Морис Торез писал, что "патриотизм простых людей, патриотизм Жанны д'Арк - французской крестьянки, покинутой ее королем и сожженной церковью на костре, пронизывает нашу историю как яркий луч света".
Жанна д'Арк не принадлежит только своей эпохе. Воплотив в себе лучшие черты французской нации, она перешагнула грань времени. И именно поэтому вокруг вопросов, связанных с ее жизнью и деятельностью, не утихают споры, не прекращается острая идейная борьба. Спекулируя на популярности Жанны в народной среде, реакционные католические историки создали клерикально-монархическую легенду о "святой Иоанне" - кроткой мученице, ниспосланной божественным провидением для спасения французского престола. В 1920 г. Жанна была причислена к лику святых. Этой фальшивой легенде прогрессивная историческая наука противопоставила подлинную историю Жанны д'Арк - историю великого патриотического подвига и трагической гибели на костре инквизиции.
В сознании народа образ Жанны неразрывно связан с традициями национально-освободительной борьбы. В августе 1792 г., когда на революционную Францию двинулись армии феодальной Пруссии, жители Орлеана перелили бронзовую статую Жанны, стоявшую у въезда на луарский мост, на пушки и назвали одну из пушек именем девушки из Домреми. А спустя полтора столетия, во времена Сопротивления французского народа немецко-фашистским захватчикам, это славное имя носили многие партизанские отряды. Жанна д'Арк по праву занимает место среди тех героев, которыми вечно будет гордиться человечество.